На практику – в зеленый лес

С сентября прошлого года на базе калужского лагеря «Сокол» работает Центр одаренных детей.

С центром сотрудничают КГУ им. К. Э. Циолковского, Калужский филиал Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева, Калужский филиал МГТУ им. Баумана и другие вузы.

– Обучение плотное – 4 часа до и 4 часа после обеда. Лучшие специалисты в разных областях работают в смене с нашими детьми,

– рассказывает старший методист центра Тарас Писаренко.

Школьники из Калуги и области круглый год проходят бесплатные интенсивы по профильным предметам, работают над собственными проектами и выбирают будущую профессию.

Лагерная жизнь 

Первое, что бросается в глаза, когда открываются ворота лагеря «Сокол», – яркие здания, утопающие в густой листве. Есть жилые и научные корпуса, мастерские и спортивный зал.

– Когда школьники приезжают на интенсив, они здесь полноценно живут. Корпуса хорошо оборудованы, лагерь выделил нам кабинеты для обучения. Вся техника новая, закупили ее в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Так как центр работает на базе «Сокола», наши дети участвуют и в мероприятиях лагеря, но из-за обучения на лагерную жизнь у них остается меньше времени,

– отмечает старший методист.

Профильные интенсивы длятся неделю, но летняя смена намного длиннее – дети учатся в центре на протяжении трех недель. Питание, проживание и обучение – бесплатные.

– В течение года мы проводим занятия по разным предметам. На них может записаться любой желающий. Но на профильные смены проходит конкурсный отбор среди учащихся 7–11-х классов. Ребята присылают портфолио со своими достижениями по разным направлениям, решают кейсовые задания. Первые сто учеников, набравшие больше всего баллов, приезжают к нам на интенсив. В следующем году мы планируем проводить собеседования для тех, у кого одинаковое количество баллов. Мы ищем новые способы отбирать учащихся, чтобы не обидеть ребят, исключить списывание и пригласить тех, кому нужно это обучение,

– рассказывает преподаватель химии Юлия Тесник.

Чаще всего на интенсивы приезжают ученики 8–10-х классов, но некоторые направления работы центра рассчитаны и на учащихся 5-х классов – математика, лингвистика и другие.

– Некоторые дети делают проектные работы и занимают призовые места на конкурсах и конференциях. В этом году мы несколько раз ездили в Москву. Например, участвовали с детьми в химическом диктанте, который проводил МГУ,

– делится достижениями воспитанников центра Юлия Тесник.

Биолого-химическая школа 

На прошлой неделе в центре завершила работу летняя биолого-химическая школа. Смена получилась насыщенной: дети выращивали кристаллы, участвовали в ботаническом квесте, задавали вопросы министру образования области Александру Аникееву и работали в «полях».

– Биология – это прикладной предмет. Она требует постоянного практического закрепления, чего в школах нет. Здесь вся теория сопряжена с практикой. Если у нас занятие по зоологии беспозвоночных, значит, мы идем в лес, собираем беспозвоночных, наблюдаем за ними, распределяем и препарируем. Если у нас занятия по ботанике, значит, ищем, трогаем и нюхаем растения. Мы не пытаемся впихнуть в себя информацию, а погружаемся в среду. Это настоящее обучение,

– отмечает десятиклассница Виктория Горбунова.

На время интенсива в распоряжении учащихся целый научный корпус: хорошо оборудованные кабинеты зоологии, анатомии, биологии, физики и химии.

– У нас есть стол Пирогова, а еще кабинеты робототехники, it-технологий и геоинформатики. В нашем центре стоит спутниковая тарелка, которая получает информацию напрямую со спутников Земли. К нам приезжают специалисты из Москвы и обучают детей геоинформатике. Спортивная смена и смена по искусству тоже планируются: здесь есть студии мультипликации и звукозаписи, фотостудия, кабинеты архитектуры и дизайна, гончарная и деревообрабатывающая мастерские,

– рассказывает во время экскурсии Юлия Тесник.

Не учителя, а ученые 

Для каждого интенсива тщательно формируется преподавательский состав.

– Педагоги здесь с учеными степенями, кандидаты наук. Каждый раз я говорю детям, что они будут работать с уникальными людьми, с которыми не удастся пообщаться в обычной жизни, – они либо в поле, либо на научной конференции,

– с гордостью говорит Тарас Писаренко.

Главная задача Центра одаренных детей – повысить уровень знаний школьников. Но не менее важную роль в программе обучения играет профориентирование учащихся.

– Ребятам нужна база, где они могут повышать уровень знаний. Во многих калужских школах нет такого оборудования, которое есть у нас. Мы не готовим к ЕГЭ, но помогаем развиваться, пробовать новое и выбирать свое направление,

– подчеркивает Юлия Тесник.

Попасть в Центр одаренных детей не так просто, но ребята, у которых есть мотивация и неподдельный интерес к науке, смогут пройти конкурсный отбор.

Анна Канашина. Фото автора и из архива Центра одаренных детей