С сентября прошлого года на базе калужского лагеря «Сокол» работает Центр одаренных детей.
С центром сотрудничают КГУ им. К. Э. Циолковского, Калужский филиал Российского государственного аграрного университета им. К. А. Тимирязева, Калужский филиал МГТУ им. Баумана и другие вузы.
– Обучение плотное – 4 часа до и 4 часа после обеда. Лучшие специалисты в разных областях работают в смене с нашими детьми,
– рассказывает старший методист центра Тарас Писаренко.
Школьники из Калуги и области круглый год проходят бесплатные интенсивы по профильным предметам, работают над собственными проектами и выбирают будущую профессию.
Лагерная жизнь
Первое, что бросается в глаза, когда открываются ворота лагеря «Сокол», – яркие здания, утопающие в густой листве. Есть жилые и научные корпуса, мастерские и спортивный зал.
– Когда школьники приезжают на интенсив, они здесь полноценно живут. Корпуса хорошо оборудованы, лагерь выделил нам кабинеты для обучения. Вся техника новая, закупили ее в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка». Так как центр работает на базе «Сокола», наши дети участвуют и в мероприятиях лагеря, но из-за обучения на лагерную жизнь у них остается меньше времени,
– отмечает старший методист.
Профильные интенсивы длятся неделю, но летняя смена намного длиннее – дети учатся в центре на протяжении трех недель. Питание, проживание и обучение – бесплатные.
– В течение года мы проводим занятия по разным предметам. На них может записаться любой желающий. Но на профильные смены проходит конкурсный отбор среди учащихся 7–11-х классов. Ребята присылают портфолио со своими достижениями по разным направлениям, решают кейсовые задания. Первые сто учеников, набравшие больше всего баллов, приезжают к нам на интенсив. В следующем году мы планируем проводить собеседования для тех, у кого одинаковое количество баллов. Мы ищем новые способы отбирать учащихся, чтобы не обидеть ребят, исключить списывание и пригласить тех, кому нужно это обучение,
– рассказывает преподаватель химии Юлия Тесник.
Чаще всего на интенсивы приезжают ученики 8–10-х классов, но некоторые направления работы центра рассчитаны и на учащихся 5-х классов – математика, лингвистика и другие.
– Некоторые дети делают проектные работы и занимают призовые места на конкурсах и конференциях. В этом году мы несколько раз ездили в Москву. Например, участвовали с детьми в химическом диктанте, который проводил МГУ,
– делится достижениями воспитанников центра Юлия Тесник.
Биолого-химическая школа
На прошлой неделе в центре завершила работу летняя биолого-химическая школа. Смена получилась насыщенной: дети выращивали кристаллы, участвовали в ботаническом квесте, задавали вопросы министру образования области Александру Аникееву и работали в «полях».
– Биология – это прикладной предмет. Она требует постоянного практического закрепления, чего в школах нет. Здесь вся теория сопряжена с практикой. Если у нас занятие по зоологии беспозвоночных, значит, мы идем в лес, собираем беспозвоночных, наблюдаем за ними, распределяем и препарируем. Если у нас занятия по ботанике, значит, ищем, трогаем и нюхаем растения. Мы не пытаемся впихнуть в себя информацию, а погружаемся в среду. Это настоящее обучение,
– отмечает десятиклассница Виктория Горбунова.
На время интенсива в распоряжении учащихся целый научный корпус: хорошо оборудованные кабинеты зоологии, анатомии, биологии, физики и химии.
– У нас есть стол Пирогова, а еще кабинеты робототехники, it-технологий и геоинформатики. В нашем центре стоит спутниковая тарелка, которая получает информацию напрямую со спутников Земли. К нам приезжают специалисты из Москвы и обучают детей геоинформатике. Спортивная смена и смена по искусству тоже планируются: здесь есть студии мультипликации и звукозаписи, фотостудия, кабинеты архитектуры и дизайна, гончарная и деревообрабатывающая мастерские,
– рассказывает во время экскурсии Юлия Тесник.
Не учителя, а ученые
Для каждого интенсива тщательно формируется преподавательский состав.
– Педагоги здесь с учеными степенями, кандидаты наук. Каждый раз я говорю детям, что они будут работать с уникальными людьми, с которыми не удастся пообщаться в обычной жизни, – они либо в поле, либо на научной конференции,
– с гордостью говорит Тарас Писаренко.
Главная задача Центра одаренных детей – повысить уровень знаний школьников. Но не менее важную роль в программе обучения играет профориентирование учащихся.
– Ребятам нужна база, где они могут повышать уровень знаний. Во многих калужских школах нет такого оборудования, которое есть у нас. Мы не готовим к ЕГЭ, но помогаем развиваться, пробовать новое и выбирать свое направление,
– подчеркивает Юлия Тесник.
Попасть в Центр одаренных детей не так просто, но ребята, у которых есть мотивация и неподдельный интерес к науке, смогут пройти конкурсный отбор.
Анна Канашина. Фото автора и из архива Центра одаренных детей