О таинствах православного праздника Крещения
Каждое время года в церковном календаре ознаменовано каким-либо большим праздником. Главным событием весны, конечно же, считается Пасха, лета – День Святой Троицы, осень венчается праздником Покрова, а украшением зимы, бесспорно, являются Рождество и Крещение Господне (Богоявление).
Из глубины веков
Даже советское прошлое нашей страны не стёрло из памяти народа воспоминания об этих праздниках, однако сильно исказило отношение к ним. А за последние десятилетия народ, наоборот, наделил православные праздники несвойственными им смыслами и символами.
Что же в действительности хочет сказать Церковь, вспоминая Крещение Господне? На этот и другие волнующие читателей вопросы, связанные с праздником, ответил проректор по воспитательной работе Калужской духовной семинарии, преподаватель кафедры исторических и церковно-практических дисциплин, клирик Казанского девичьего монастыря иерей Владимир Литвишко.
– Отец Владимир, мы с вами встречаемся в радостные дни Святок, но беседа наша посвящена грядущему двунадесятому празднику Крещения. Расскажите, как он появился.
– События Крещения Господня относят нас к евангельским временам, когда Иисус Христос проповедовал Слово Божье на Палестинской земле. Евангелист Лука указывает нам точную дату Богоявления: 15 год правления римского императора Тиберия. Огромную роль в Крещении Спасителя сыграл пророк Иоанн Предтеча. Он вышел на реку Иордан и возвестил всем о том, что нужно покаяться, ибо приблизилось Царствие Божие. К нему стеклось множество народа. Люди входили в реку, каялись в своих грехах, а Предтеча омывал их водами Иордана в знак очищения. Это называлось ритуальным омовением. Также его могли производить в специальных купелях – миквах. Однако этот обычай не равен таинству крещения, которое мы производим сегодня.
– Какой духовный смысл заключён в празднике Крещения?
– Говоря о смыслах, мы не можем обойти вниманием ветхозаветный эпизод, когда Бог велел Аврааму принести в жертву своего долгожданного сына Исаака. Поднимаясь на гору, Исаак спросил у отца, где же агнец на заклание? Авраам ответил сыну: «Гос-
подь Сам узрит Себе агнца». И когда он уже был готов занести нож над сыном, голос Бога остановил его. Фраза про агнеца проходит сквозь тысячелетия, и вновь мы слышим её из уст Иоанна Предтечи. Когда Иисус выходит к Иордану, Иоанн возвещает собравшимся там людям: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира». Это событие прекрасно изобразил художник А. Иванов на картине «Явление Христа народу». Таким образом, Крещение Господне ясно говорит нам, что Христос есть тот самый Мессия, который призван спасти мир, есть Агнец, избранный Богом, которого еврейский народ ждёт со времён Авраама.
– Всё же зачем нужно было Иисусу креститься, то есть проходить омовение от грехов, если Он и без этого был безгрешен и чист?
– Отвечая на ваш вопрос, обратимся к другому смысловому пласту понимания события Крещения. Истинный Бог и совершенный человек Иисус Христос, будучи абсолютно безгрешным, взял на Себя грехи всего мира. Будучи невинно и несправедливо осужденным на смерть и распятым, Он устранил, пригвоздив к кресту, все наши прегрешения. Крещение, в котором Иисус символически принял на Себя омытые иорданскими водами грехи человечества, стало символическим началом Его земного служения и пророчески предвозвестило искупительный крестный путь Спасителя.
Кроме того, Крещение было нужно для того, чтобы человечеству немного приоткрылась тайна Божьего бытия. Крещение мы по-другому называем ещё Богоявлением, потому что Бог явил все три Свои ипостаси. Иисус Христос, Бог Сын, погрузился в воды Иордана, в это время с неба в раскатах грома явился голос Бога Отца, сказавший: «Се Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение», и на голову Христа сошёл Бог Дух Святой в виде голубя. Тем самым люди узрели все ипостаси Святой Троицы.
О святой воде
– Мы обстоятельно обсудили смыслы праздника Крещения, его историю и значение для христиан. Давайте теперь поговорим о том, как мы, православные, отмечаем Богоявление. Почему мы освящаем воду и чем эта вода принципиально отличается от обычной святой воды, которая всегда есть в храме?
– В церковной традиции прочно утвердилось мнение, что Иисус Христос, войдя в воды Иордана, очистил и освятил их Своим погружением. Об этом пишут такие известные богословы, как Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Кирилл Александрийский и другие святые отцы. Именно в ознаменование и в память этого события каждый год в праздник Крещения Господня совершается великое освящение воды или великая агиасма, которая приобретает после этого новые благодатные свойства и затем бережно хранится как святыня в течение всего года. Огорчает, когда люди наделяют эту воду ненужным мистическим значением. Вода, освящённая в праздник Крещения, по своей сути, такая же, как и та, которую мы освящаем на обычных водосвятных молебнах в течение всего года. Просто на Крещение мы произносим больше молитвословий, поём больше песнопений, этот чин более торжественный и праздничный.
– Как правильно употреблять и хранить освящённую на Крещение воду?
– Как и всякое освящённое Господом, такую воду надо хранить благоговейно, то есть отвести ей определённое место на полочке, а не ставить на пол. Пить её можно ежедневно утром натощак, произнося молитву для укрепления духовных и телесных сил. Также в праздник Крещения можно окропить этой водой своё жилище, домочадцев.
О церковных купаниях
– Батюшка, прокомментируйте, пожалуйста, народную традицию крещенских купаний в ледяной воде. Почему появился такой обычай и как христианам к нему относиться?
– Никакие церковные каноны купаний на праздник Крещения не предписывают. Их изначально не было. Насколько я знаю, впервые традиция купаться в проруби появилась в конце XVIII века в отдалённых уголках нашей страны. То есть изначально это был местечковый обычай, а не повсеместный. Откуда он появился? По одной из версий, в деревнях в период Святок было принято гадать, переодеваться в разные маски, выворачивать тулупы, хулиганить и прочее. Люди всегда понимали, что с православием эти развлечения не очень вяжутся.
И поэтому после Святок, на Крещение, они окунались в реку, чтобы как бы смыть с себя эти нехорошие поступки. Очень удобная позиция. Сразу скажу, что погружение в прорубь не смывает никакие грехи. Плохие поступки могут быть прощены только на таинстве исповеди, если человек в них кается. Ледяная речка тут не поможет.
– В народе бытует мнение, что в Крещение в реке вся вода становится святой и поэтомув неё надо окунаться.
– Это неверно. Могу предположить, что такое заблуждение могло возникнуть от того, что раньше в деревнях водосвятные молебны проводили на реке. Ведрами для всех в храм воды не натаскаешься, а в реке освятить удобно, и все сразу могут подойти и зачерпнуть из неё сколько кому нужно. В советское время запретили людям собираться на реках. А в девяностые произошёл всплеск религиозной энергии народа. Все традиции освящать воду на реке, смывать грехи и т. д. слились в один порыв. Всё в умах людей смешалось, отсюда и пошёл обычай обязательного крещенского купания. А у нас многие ещё и выпить любят во время этого действа. Разве всё это хоть как-то относится к истинным смыслам праздника, к благодати Божьей? Конечно, нет.
– То есть купаться на Крещение православным не стоит?
– Я так не скажу. Здесь довольно тонкий момент. Если вы ходите в храм, участвуете в таинствах и уже привыкли после праздничной крещенской службы окунаться в реку просто в качестве традиции, без мистического смысла, то в этом нет греха. Однако это нужно делать осторожно, с умом.
Погружаться в воду надо с молитвой. Перед окунанием лучше прочитать тропарь праздника Крещения, а уже в воде произнести: «Во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святого Духа. Аминь». И трижды перекреститься. Алкоголь при этом категорически запрещен.
Если делать всё с молитвой, во славу Божью, аккуратно и безопасно, соблюдая все меры предосторожности, то эта традиция будет в радость. Но всем калужанам рекомендую сначала сходить на праздничную литургию, исповедаться, причаститься. Всё-таки купание и святая вода не должны стоять выше истинной сути праздника.
Беседовала Екатерина СЕМЁНОВА
Фото из личного архива
отца Владимира