20 февраля в Калуге в Доме правительства области состоялась расширенная коллегия регионального министерства образования и науки.
В заседании приняли участие временно исполняющий обязанности губернатора области Владислав Шапша, его заместители Константин Горобцов и Василий Быкадоров, руководители образовательных организаций, представители общественности, педагоги.
С докладом об итогах работы в 2019 году и задачах на предстоящий период выступил региональный министр образования и науки Александр Аникеев. Он, в частности, отметил, что министерством реализуются девять региональных проектов национальных проектов «Образование» и «Демография». По словам министра, масштабы финансирования мероприятий нацпроекта «Образование» в 2020 году существенно возросли и составят более 3 млрд рублей.
В прошлом году в регионе создано более двух тысяч новых учебных мест — открыты школы на 1000 мест в Калуге (ул. 65 лет Победы) и в Обнинске на 1100 мест (55-й микрорайон). В этом году планируется ввести в эксплуатацию еще две школы — в Балабаново и в Обнинске на 1000 мест каждая.
В настоящее время во вторую смену в регионе учатся 6960 учеников 37 школ, что составляет 6,3%. Цель – организовать современную образовательную инфраструктуру и к 2025 году ликвидировать двусменный режим обучения в школах.
Большое внимание уделяется созданию современных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. В области действует 13 государственных учреждений, работающих исключительно по адаптированным общеобразовательным программам. В 2019 году были отремонтированы кабинеты технологии и коррекционной работы в четырёх из них — Людиновской, Обнинской, Озерской школах-интернатах и Калужской школе «Гармония». До 2024 года будут модернизированы кабинеты в 10 образовательных организациях, в частности, в текущем году — в Кировской школе-интернате, где обучаются дети с нарушением слуха.
Также в области будет создано 75 центров образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков, 42 таких центра появятся уже в 2020 году.
Продолжается работа по созданию условий для занятий физкультурой и спортом в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности. За пять лет капитально отремонтировали спортивные залы 74 сельских школ. В 2019 году проведен ремонт пяти спортивных залов в Колодясской начальной общеобразовательной школе Хвастовичского района, Панской основной общеобразовательной школе Малоярославецкого района, СОШ № 38 д. Колюпаново Калуги, основной общеобразовательной школе им. А.В. Грибковой с. Истье Жуковского района и в Шайковской средней общеобразовательной школе № 1 Кировского района. В 2020 году планируется отремонтировать спортзалы ещё пяти школ в Барятинском, Думиничском, Дзержинском, Козельском и Мещовском районах.
В ближайшие годы в учреждениях дополнительного образования региона планируется создать более 15 тысяч новых мест. В текущем году в Обнинске откроют детский технопарк «Кванториум», на базе Областного центра дополнительного образования детей им. Ю.А. Гагарина — мобильный технопарк.
В прошлом году Калужская область в числе 13 пилотных регионов стала участником федерального проекта «Цифровая экономика», в рамках которого планируется создание современной цифровой инфраструктуры общеобразовательных организаций. Его участниками стали 76 школ области. Более 140 млн. рублей было направлено на приобретение оборудования для создания в пилотных школах современной инфраструктуры для цифровизации образования.
В 2019 году 3886 педагогических работников региона прошли повышение квалификации в области цифровых технологий. В текущем году планируется обновление материально-технической базы 31 образовательной организации и создание центра цифрового образования детей «IT-куб» на базе IT-лицея Калуги (микрорайон «Веснушки»).
Продолжается модернизация профессионального образования, в том числе посредством внедрения практико-ориентированных образовательных программ.
В прошлом году Обнинский колледж технологий и услуг, Калужский колледж экономики и технологий, Калужский технический колледж и Губернаторский аграрный колледж стали победителями конкурсного отбора на предоставление из федерального бюджета грантов для оснащения мастерских в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия. В них создано 20 современных производственных мастерских. Эта работа будет продолжена.
Постоянно увеличивается количество граждан, осваивающих программы непрерывного образования в вузах области. В 2019 году 2900 человек повысили уровень владения компетенциями в различных отраслях. К 2024 году их количество увеличится до шести тысяч ежегодно.
Продолжается работа по развитию наставничества, поддержке общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества. Значимыми для региона являются проекты «Учитель для России», «Земский учитель», «Шахматы – в школу», совместные проекты с фондом «Вклад в будущее».
Говоря о необходимости повышения качества воспитательной работы с молодежью, Александр Аникеев подчеркнул, что «её стержнем» должна стать тема Великой Победы. «Главное, чтобы в каждой организации эта работа велась не формально, на высоком эмоциональном уровне, с воспитательным эффектом. Только в этом случае мы получим результат в патриотическом воспитании молодежи», — отметил министр. Он так же подчеркнул необходимость консолидации всех уровней власти и управления в системе образования с целью эффективного решения задач, поставленных в рамках нацпроектов. «Каждый руководитель должен осознавать долю собственной ответственности за реализацию общенациональных целей и задач в системе образования. И учителя должны быть на передовых позициях. Активность в достижении целей, направленность в работе на результат, использование инноваций, поддержка детей и высокий позитивный эмоциональный личностный потенциал, открытость и честность — вот слагаемые наших успехов в сфере образования», — резюмировал руководитель профильного ведомства.
Подводя итог, Владислав Шапша обратил внимание на необходимость постоянных гибких изменений в системе образования в соответствии с инновациями и требованиями времени. «Нынешние молодые люди – совершенно другое поколение, они имеют другое восприятие мира, другие ценности и планы на жизнь. Очень важно не сломать их, не заставить войти в нашу колею, а развить их лучшие качества, лучшие черты, дав каждому возможность раскрыться», — отметил временно исполняющий обязанности губернатора области.
В числе приоритетных задач развития системы образования региона на ближайшее время Владислав Шапша назвал обеспечение местами в детских садах детей в возрасте до трёх лет, совершенствование системы поддержки талантливой молодежи, дополнительного образования, профориентационной работы, внедрение цифровых технологий: «Дети в гаджетах порой разбираются гораздо лучше, чем взрослые. Мир они видят через них. Поэтому наша с вами задача научить их грамотно пользоваться этими устройствами, в первую очередь с точки зрения критического отношения к содержанию, научить разбираться в информации. Взгляд на мир у наших детей должен быть шире, чем у нас».
Крайне важно, по мнению врио губернатора и повышение уровня воспитательной работы с молодежью: «Важно, чтобы дети, покидая стены школы, уходили со своим внутренним стержнем. И одним образованием здесь не ограничишься. Конечно, многое здесь зависит от семьи. Но дополнить и помочь родителям можно и нужно», — резюмировал Владислав Шапша.
На коллегии также шла речь о необходимости обеспечения безопасности образовательных учреждений.
Участников встречи пригласили принять активное участие в голосовании по внесению изменений в Конституцию Российской Федерации, которое состоится 22 апреля текущего года.