Научить видеть

Юных калужан с родителями  знакомят с миром искусства

Студия «Сказки и краски» работает при областной детской библиотеке с 2016 года. Здесь проводятся литературно-художественные занятия для дошколят и младших школьников. О том, как они проходят и что дают детям, рассказывают заведующая отделом эстетического воспитания, литературы по искусству и краеведению Марина Ефименкова и художник и преподаватель студии Тамара Журавлева.

Читать – интересно

Сегодня у детей чтение, к сожалению, не в приоритете. Это влечет за собой множество проблем – низкий уровень грамотности, слабо развитое воображение, низкий эмоциональный интеллект. В областной детской библиотеке детям стараются показать, что читать – интересно.

Занятия организованы так, что позволяют соединить чтение и музыкальные произведения, изобразительное искусство, мультфильмы и т. д. Обязателен и творческий компонент – дети рисуют, лепят, сочиняют сказки. Формат студии предполагает совместную работу родителя и ребенка, поэтому на занятиях за одним столом с детьми и внуками сидят мамы, папы, бабушки. Они не только помогают, но и сами увлеченно рисуют.

В 2023 году студия «Сказки и краски» вошла в число победителей V Всероссийского фестиваля авторских программ по приобщению детей к чтению.

Начиналось все с русских сказок из сборника Афанасьева. Этот материал близок детям: мало кто не знает о Снегурочке, Иване-царевиче и сером волке, Царевне-лягушке, Финисте – Ясном соколе и других. Да и материал к ним можно подобрать замечательный – иллюстрации Билибина, картины русских художников, даже коллекция глиняных игрушек.

За художественную часть занятия отвечала художница Марина Мухина. Она готовила различные шаблоны – короны, кокошники, баранки и прочее, а дети их расписывали.

Совместное дело

С 2017 года Марина Ефименкова работает вместе с Тамарой Журавлевой, которая приехала в наш город из Луганска. По образованию она учитель изобразительного искусства и черчения, преподавала в университете в Донбассе. Когда в 2014 году там начались обстрелы, их семью вывезли в Калугу, и уже 10 лет они живут здесь.

– Сама по себе программа необычная, – делится Тамара Леонидовна впечатлениями от работы в студии. – Раньше даже не слышала, что можно вот так с родителями вместе рисовать. И мне это очень понравилось. Самое главное – возможность совместной деятельности детей и родителей.

Конечно, занятия в студии нельзя назвать академическим обучением. Здесь не ставят целью сделать ребят художниками, их задача – познакомить с миром искусства, вложить что-то в голову, научить видеть.

– Я все равно требую качества работы, – говорит Тамара Журавлева. – Можно упростить, тяп-ляп – и готово. Детки должны понимать, какой это труд. Когда приходят в музей, они должны представлять, сколько труда вложено в картину, потому что сами, своими ручками, попробовали.

Правильные вводные

За восемь лет работы студии организаторы брали в работу самые разные темы. Помимо русских сказок были сказки о художниках из серии, которую выпускала Третьяковская галерея, цикл литературных сказок, куда вошли Андерсен, Шарль Перро, конечно же, Пушкин.

– Через все эти сказки мы протянули жанры живописи: портрет, пейзаж, натюрморт, – говорит Марина Ефименкова. – Таким образом, они у нас и литературу вспоминали, и живописью занимались.

Был в студии и опыт рисования под музыку. Но для ребят это оказалось сложным.

– Дети совершенно не понимали, что надо делать. У них не развито воображение, умение чувствовать и понимать музыку. Мы видели, что им очень тяжело. А наша главная задача – чтобы детям нравилось. Творчество и так стрессовая ситуация: начинаешь рисовать – что-то получается, что-то не получается. Ребенку должно быть комфортно рисовать.

Хорошим подспорьем в эстетическом воспитании могут стать правильно подобранные мультфильмы. Недавно в студии завершилась серия занятий по мультфильму «Коты Эрмитажа». В нем рассказывается история потерпевшего кораблекрушение кота Винсента, который попал в Эрмитаж.

– Там великолепный сюжет, можно рассказывать об истории искусства опосредованно. Главного героя зовут Винсент, в честь Ван Гога, он попадает в Санкт-Петербург, в Эрмитаж. Возникают темы Моны Лизы, которая привезена из Парижа и выставлена в Эрмитаже, самого музея, Петербурга.

Дети не только рисовали хвостатого героя, но и знакомились с эрмитажной коллекцией, с прекрасным Петербургом, который сам по себе искусство. А если ещё дать детям правильные вводные, например, задание смотреть глазами художника, это очень хорошо действует. Ребята становятся более внимательными – их назвали художниками, а это обязывает.

За восемь лет в студии сложились свои традиции. Это походы на детские экскурсии в художественный музей, прогулки в парк, выставки работ студийцев. Заметим, что некоторые пошли по творческому пути – учатся рисовать уже на уровне художественной школы.

Но главная мечта Марины Алексеевны – научить детей сочинять сказки.

– Это, конечно, фантастический вариант, потому что дети не то чтобы не готовы. Им это не надо, это не воспитывается. И мало кто понимает, что, если не разбудить голову, воображение, если нет антуража интеллектуального, то и рисование будет ремесленное.

Кто такие добрики?

Мне удалось посмотреть одно из занятий студии. Оно состояло из двух частей.

Сначала Марина Алексеевна знакомила ребят с вышедшей в этом году детской сказочной повестью Александра Киселёва «Добрики спасают мир». Она предложила детям вспомнить, какие маленькие сказочные человечки им встречались в сказках. Оказалось, таких героев много – Мальчик-с-пальчик, Дюймовочка, Маленький Мук, семь гномов из сказки о Белоснежке, коротышки из произведений Николая Носова о Незнайке.

Повесть Александра Киселёва тоже о маленьких человечках – добриках, ищущих себе новое место жительства после гибели родной планеты.

Марина Алексеевна красочно пересказала ребятам начало повести, остановившись на одном из драматичных моментов. Продолжение они должны прочитать сами.

Она подготовила и ещё одно задание, связанное с калужскими достопримечательностями – фигурками космонавтиков. К следующему занятию студийцы должны попробовать сочинить о них собственную сказку.

Фломастерная акварель

Вторая часть занятия была посвящена рисованию. Дети работали над зимним пейзажем – снег, деревья, освещенные солнцем. Когда я увидела рисунки, решила, что они сделаны акварельными красками. На самом деле они нарисованы фломастерами на водной основе, а эффект акварели достигается за счет размывания водой.

Работали над рисунком в несколько этапов. Сначала делали фон, затем дальний и передний планы. Последним штрихом становится изображение снега, покрывающего ветви.

Тамара Леонидовна подробно показывает, как правильно выстраивать композицию, получить эффект освещенности, вывести деревья на первый план. Объясняет, почему нельзя использовать в работе зеленый цвет: холодные цвета  создают зимнее впечатление, теплые цвета используются, чтобы показать освещенность. Их немного.

У каждого ребенка и родителя получается по-своему. Тамара Леонидовна обязательно смотрит, кто и как работает, помогает исправить ошибки.

На финальном этапе все элементы рисунка необходимо промочить влажной кистью. Создается эффект зимнего воздуха, угасания зимнего дня. Водными «мазочками» можно придать снегу рыхлость или же изобразить следы на снежном покрове.

Рисование с помощью фломастеров и воды не основной вид творчества в студии. Очень активно в работе используется гуашь, она хороша тем, что легко можно исправить то, что нарисовано неправильно. Занимаются дети и лепкой – на полке стоят гномики из воздушного пластилина, их когда-то слепили к Новому году.

 

Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото автора и из группы студии «Сказки и краски» «ВКонтакте»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *