Проблема коррупции в системе государственной гражданской службы определена не только организационно-управленческими условиями, позволяющими верить в то, что если «обратиться напрямую к начальнику, то проблема будет решена», но и фундаментальными социально-экономическими проблемами общества, отсутствием необходимой правовой культуры, уверенностью граждан в том, что если лично обратиться и объяснить свою проблему, то «несовершенство» законодательства можно «преодолеть».
Среди обращающихся в отдел по защите прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги встречаются граждане, пытающиеся решить свои проблемы, не понимая до конца функции и задачи данного органа власти. И даже когда таким «просителям» обоснованно поясняют необходимый порядок действий, для решения их проблемы, они продолжают верить в то, что это можно решить за счет привлечения других, более высокопоставленных лиц. И дальше каждый действует по одному из двух вероятных сценариев: обращается к знакомым, которые проясняют и проверяют предложенный алгоритм решения проблемы, либо – начинают настойчиво писать жалобы, требуя привлечь к ответственности всех, кто отказался решать проблему так, как хотелось бы «просящему». Именно эти два обстоятельства и лежат в основе коррупционных схем, бытующих в общественном сознании.
Просвещение, несомненно, может дать эффект в вопросах противодействия коррупции, но без повышения правовой грамотности населения эта проблема будет еще долго представлена в массовом сознании легендой о том, что все зависит от посредничества в решении проблемного вопроса. Такое положение базируется на большом опыте, черпаемом не только из реальной жизни советского периода, но и из фильмов, ток-шоу, консультаций «знающих людей, поддерживающих «миф» о возможностях «значительных лиц решать дела через личные связи».
Отдел по защите прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги решает ряд важных вопросов, связанных с установлением опеки и попечительства, решением вопросов усыновления, семейными ссорами и защитой имущественных прав несовершеннолетних и совершеннолетних недееспособных граждан. За каждое направление отвечают квалифицированные специалисты, обладающие необходимыми знаниями для решения всех проблем, находящихся в компетенции отдела.
Самыми уязвимыми темами для обращений являются семейные споры и вопросы об отчуждении имущества, одним из сособственников которых является несовершеннолетний или недееспособный гражданин. Очень часто граждане, прежде чем обратиться в отдел, консультируются, проясняют ситуацию со «знающими людьми», которые не просто вводят их в заблуждение, но и заставляют совершать действия, не направленные на решение проблемы. В связи с этим обращаем внимание граждан на то, что любой вопрос, связанный с функционалом сотрудников отдела, целесообразно решать непосредственно в отделе. Не стоит искать «обходные пути». Если вы не согласны с представленными решениями, их можно оспаривать, например, в суде общей юрисдикции. Использование для решения вопроса «влиятельных людей» может быть расценено как коррупция, поэтому не стоит терять время на незаконные действия. Решение трудных ситуаций очень часто требует большой подготовительной работы, которую необходимо проделать самому клиенту, качественно, и в рамках закона.
Реализация программ правового просвещения, развитие информационного пространства помогут сократить социальное напряжение при обращении граждан в отдел по охранен прав несовершеннолетних, недееспособных и патронажу города Калуги и снизить коррупционные риски при обращении по значимым вопросам.
По информации отдела кадровой политики и противодействия коррупции комитета муниципальной службы и развития местного самоуправления управления делами Городского Головы города Калуги