Как в Калуге готовят тех, кто решил бросить вызов высоте
Накануне Дня парашютиста, который отмечается 26 июля, мы побывали на тренировке в Калужском городском авиационно-спортивном парашютном клубе и поговорили с его директором, профессионалом парашютного спорта Василием Матюхиным – человеком, который знает о свободном падении всё и даже больше.
Директора мы застали за работой. Новички знакомились с парашютной техникой, а опытные спортсмены отрабатывали сложные элементы. Будущих парашютистов обучали обращаться с разными типами парашютов: основным, запасным и тренировочным куполом.
Душа требует полёта
– В профессию я пришел во время воинской службы, – рассказывает Василий Матюхин. – Служил в составе летного экипажа в авиационной части. Именно в тот период осознал, что хочу посвятить этому свою жизнь. Уволился из вооруженных сил и пришел работать в парашютный клуб. На сегодняшний день я совершил 4053 прыжка.
Василий подвел нас к огромным стендам с фотографиями учеников после полета.
– У парашютистов есть негласное правило: мы не фотографируемся перед прыжками и никогда не поворачиваемся спиной к взлетно-посадочной полосе и парашютной технике, – пояснил он. – Для меня возглавлять парашютный клуб – это в первую очередь осознание, что современные дети вместо телефонных игр могут испытывать себя на прочность, смелость и быстроту реакции. Наш клуб работает больше 30 лет. Среди выпускников есть чемпионы мира, Европы и России. Наши дети входили в состав молодежной сборной страны по парашютному спорту. Недавно калужские ребята, выступая на соревнованиях, выполнили нормативы кандидатов в мастера спорта. В связи с ограничением воздушного пространства прыжков, к сожалению, становится меньше, но это не отменяет тренировки, – говорит Василий.
Под куполом парашюта
«Отделяюсь от самолета. 501, 502, 503, 504, 505, кольцо, 506, 507, купол. Поднимаю голову», – слышим женский голос из соседнего кабинета.
Директор клуба пояснил, что такой счет необходим, чтобы отмерить пять секунд, иначе, оказавшись за бортом самолета, рискуешь от волнения на одном дыхании выпалить «раз-два-три» и преждевременно начать дергать за всё, что под руку попадёт.
– Затем обязательно проверяешь, хорошо ли раскрылся купол, осматриваешь пространство, – рассказывает Василий Петрович.
Перед первым прыжком обучение проходит в течение двух месяцев, два раза в неделю по три часа. Человек получает теоретический курс, наземную подготовку, отрабатывает прыжок с парашютом, учится укладывать основной и запасной парашюты, обязательно изучает действия в особых случаях при отказе авиационной или парашютной техники.
– После этого он сдает зачеты, и только потом можно считать, что спортсмен готов, –
рассказывает Василий Матюхин, подводя нас к трем ученикам, уже парящим в коридоре. Он говорит, что испытывать страх – это нормально.
– Каждый пытается себя позитивно настроить. Мы убеждаем, что парашют – надежная техника, которая позволит безопасно приземлиться. Если правильно применять полученные знания, прыжок пройдет удачно. Важно понимать: все правила прыжка с парашютом прописаны жизнями других, поэтому отступлений от того, что мы преподаем, не должно быть.
Идем дальше по коридору. Группа новичков по очереди примеряют подвесные системы. Инструкторы вместе с Василием Петровичем лично проверили каждую застежку.
– Карабины должны быть затянуты до щелчка, стропы – без перекрутов. Если что-то не так, парашют либо не раскроется, либо вас унесет в сторону от площадки.
Подвесная система фиксирует парашют на спине и ногах, распределяя нагрузку при раскрытии. Новички учатся правильно группироваться в воздухе: ноги вместе, руки крепко держат кольцо основного парашюта.
Молодые люди, закрепив себя к потолочной балке, под наблюдением инструктора отрабатывают алгоритм действий при раскрытии разных типов парашюта.
Первый ученик повторяет действия с основным парашютом (Д-6 или Д-10), который раскрывается на высоте 800–1000 метров. Тренер показывает, как дернуть кольцо и контролировать купол с помощью строп – специальных веревок, соединяющих купол парашюта со свободными концами подвесной системы.
– Если тянет в сторону – подтяни противоположную стропу, но не дергай резко! – объяснял инструктор.
Второй ученик «парит» с запасным парашютом, который активируется на высоте не ниже 300 метров, если основной не сработал. Его кольцо ярко-красное, чтобы даже в панике не перепутать.
У третьего ученика был парашют, используемый для первых прыжков. У него принудительное раскрытие: вытяжной парашют выпускается автоматически при отделении от самолета.
Чётко и аккуратно
– Одна перекрученная стропа – и купол может не раскрыться правильно! – строго поясняет инструктор, наблюдая за каждым движением парня. В углу коридора ученик повторяет укладку строп парашюта Д-15. На его лице капли пота, пальцы осторожно перебирают тонкие нейлоновые нити.
– Сначала проверить стропы на разрывы, потом уложить их «ёлочкой», – проговаривает алгоритм молодой человек. – Слайдер (пластина, замедляющая раскрытие) должен свободно скользить.
Тренер объясняет, что в процессе укладки важно не допускать перекручивания строп, а по мере их укладывания в соты подвесную систему подтягивать к куполу.
– Видите этот крючок? – Василий Петрович показал на предмет в руках ученика. – Это парашютная шпилька. После ее выдергивания раскрываются клапаны ранца, стреньга вытягивает смонтированную к ней камеру основного парашюта с уложенным в неё куполом и стропами. По ней легко определить парашютиста. Зачастую именно ее носят на шее как кулон или талисман. Также нас очень просто вычислить по слову «крайний»: мы никогда не произносим «последний».
«Ура, я это сделал!»
– Многие именно так и кричат во время прыжка, – говорит Василий Матюхин. – Спустя время человек осознает, что он преодолел себя, поборол внутренний страх. У тех, кто прыгает регулярно, меняется восприятие мира. Люди становятся смелее, начинают быстрее думать и принимать решения, которые необходимы для собственной безопасности, – этот навык я извлек для себя из парашютной деятельности. Считаю, это важное умение.
Жизнь не стоит на месте. Появляется огромное количество технологий, например видеокамера и аэродинамическая труба – приспособление, позволяющее поднимать парашютиста в воздух и отрабатывать различные элементы. Она работает как тренажёр, имитирующий условия свободного падения при парашютном прыжке, при этом не нужно поднимать авиационную технику. Парашютист, который работает в аэротрубе, чувствует себя более уверенно – это дает плюсы. Находясь в воздушной среде трубы, можно «налетать» и отработать все за час, потратив при этом два дня тренировок. Это удобно.
– Экипировка также очень важна, – сказал Василий Матюхин. – Она должна быть функциональной и удобной, каждый элемент неоднократно проверяется перед прыжком.
Испытание на прочность
– Процентов тридцать курсантов не решаются на прыжок после тренировок, – поясняет директор клуба. – Думаю, что они не могут преодолеть себя. Шагнуть в бездну с летящего самолета не каждый готов. Бывают случаи, что парашютист готов и уже находится на борту самолета, но выпрыгнуть не хватает сил. Конечно, мы не имеем права его подтолкнуть. Есть люди, которые приходят проверить себя, хотят побороть страх высоты и даже клаустрофобии. Но чаще всего именно попробовать себя на прочность, и это важно.
Мы рады нашим курсантам, но, ступая на этот путь, каждый должен осознавать, что правила в нашем деле – главное. Небо зовет, но ошибок не прощает, – подвел итоги экскурсии по клубу парашютистов Василий Матюхин.
Евгения ЗЛОБИНА
Фото Анны Колчериной









