Как пользоваться электросамокатом, чтобы избежать аварии
В прошлом номере газеты мы рассказали, чем угрожают электрические самокаты пешеходам. Настала очередь проверить, как обстоят дела за рулем. Наша корреспондентка с ветерком прокатилась по городу, взяв электросамокат напрокат.
И снова ПДД
Арендовать самокат в Калуге просто – скачайте приложение Whoosh и следуйте инструкциям на экране. После регистрации по номеру телефона пользователям предлагают пройти «Школу вождения» и получить скидку на поездку.
Авторы приложения уверяют, что самокат безопасен. Небезопасно безответственное вождение. Поэтому в «Школе вождения» собраны правила пользования этим транспортным средством. Так как самокаты Whoosh маломощные и не разгоняются больше 25 км/ч, они похожи на велосипед и подчиняются тем же правилам дорожного движения.
В действующем законодательстве нет определения электросамоката, но в скором времени оно может появиться. Новый проект постановления Правительства РФ о внесении изменений в ПДД предусматривает введение особых правил, касающихся использования электросамокатов. Кстати, в проекте по правилам использования он также близок к велосипеду.
В приложении выделены основные пункты: сервисом кикшеринга Whoosh могут пользоваться только совершеннолетние, один человек – один электросамокат, водитель должен быть трезвым.
Также пользователям предлагают оформить страховку. Она увеличивает цену поездки, но покрывает ущерб здоровью и имуществу при аварии. Все самокаты отслеживаются в приложении, поэтому сбежать с места аварии не получится. Лучше убедиться, что у вас и пострадавшего нет травм, вызвать ГИБДД, а также при необходимости скорую.
Вооружившись этими правилами и получив скидку за прохождения теста по ПДД, я отправилась кататься. На одной только улице Кирова 38 стоянок электросамокатов, поэтому мой «железный конь» нашелся очень быстро. Для аренды достаточно пары кликов – отсканировать QR-код, отмеченный на руле, привязать карту и начать поездку. После этого на карте замораживаются 500 рублей, которые вернутся в конце поездки, а в приложении начинается отсчет времени и потраченных денег. Итоговая сумма списывается с карты после завершения поездки.
Разогнаться не получится
Первый сюрприз поджидал меня в сквере имени Кирова. Электросамокат неожиданно сбросил скорость до 15 км/ч. Так я узнала о зонах ограничения скорости. Они появляются в местах с большим скоплением пешеходов и на участках пути, где высокая скорость может привести к авариям и другим неприятностям. Всего в Калуге 15 подобных зон – парки, скверы, территории около торговых центров и учебных заведений. Также есть две зоны, где электросамокат превращается в обычный, и приходится толкать его ногой – памп-трек в сквере им. Волкова и скейт-парк около памятника в честь 600-летия Калуги.
За пределами зоны с ограничениями можно самостоятельно выбрать скоростной режим. Их три: Sport (до 25 км/ч), Drive (до 18 км/ч) и ECO (не более 12 км/ч). При низком заряде электросамокат автоматически сбрасывает скорость и переходит в режим ECO.
Еще один, менее приятный сюрприз, – высокие бордюры. Сервис Whoosh предупреждает, что бордюры нельзя перепрыгивать или переезжать на скорости. Лучше остановить электросамокат, сойти с него и аккуратно перевезти. Поэтому мне приходилось останавливаться каждые две минуты и переносить самокат через высокие бордюры. Это делает поездку не такой веселой и выматывает сильнее, чем прокрутка педалей на велосипеде. Зато, соблюдая все правила, я добралась до дома живой и невредимой.
Технические неполадки
Несмотря на продуманный скоростной режим и соблюдение ПДД, несчастные случаи все же бывают. Причина некоторых – в неисправности электросамокатов. На официальном сайте Whoosh указано, что их техническим обслуживанием занимается сервисная команда города. Сотрудники работают круглосуточно. Как только самокат разряжается, ему меняют батарею или забирают на зарядку и техобслуживание.
Калужанину Владимиру не повезло. Он проверил техническое состояние электросамоката перед поездкой, но это не спасло его от синяков и царапин.
– У меня была проблема с тормозами. Когда я начал сбрасывать скорость, они сразу не сработали, и вместо того, чтобы остановиться перед бордюром, я съехал с него. Потерял управление и упал вместе с самокатом,
– рассказал Владимир.
В пресс-службе сервиса Whoosh нам объяснили, как обслуживаются электросамокаты и почему случаются аварии.
– Все самокаты Whoosh проходят комплексное техническое обслуживание перед началом сезона. Мы их перебираем, чистим, при необходимости производим замену деталей, покраску и так далее. В течение сезона техническое состояние самокатов в ежедневном режиме проверяет сервисная команда, которая заряжает их, перемещает между парковками и моет. При необходимости производится оперативный ремонт в сервисном центре Whoosh. Всю информацию о состоянии электронной начинки самоката мы видим в режиме реального времени.
Самокаты редко ломаются при использовании. Мы получаем информацию от Iot-модуля самоката или сообщение от пользователя. Наша команда выезжает за самокатом и забирает его в сервисный центр. Если повреждение произошло по форс-мажорным обстоятельствам, а не по злому умыслу пользователя, штраф за поломку не предусмотрен.
Абсолютное большинство повреждений самокатов – это мелкие сколы, царапины и потертости отдельных деталей, которые являются неизбежным следствием эксплуатации средства. Что касается аварий – это менее 0,01 процента от общего числа поездок в Калуге. Как правило, они не связаны с самим электросамокатом, а являются причиной нарушения правил дорожного движения, обычно в местах пересечения автомобильного и пешеходного потоков.
Для того чтобы дополнительно повысить безопасность и комфорт передвижения, мы рассказываем пользователям о правилах передвижения на самокате. В приложении сервиса есть бесплатная «Школа вождения», где каждый желающий еще до поездки может узнать основные правила управления самокатом и этические нормы при поездках по городу.
Что говорят в ГИБДД?
Заместитель начальника отдела ГИБДД УМВД России по Калуге Анатолий Гомов:
– В настоящее время движение электросамокатов никак не регулируется. Действующее законодательство приравнивает всех лиц, которые управляют электросамокатами и моноколесами, к пешеходам. Возрастное ограничение, которое устанавливают собственники сервисов кикшеринга, мы тоже не можем контролировать.
Причины аварий с электросамокатами могут быть разными: нарушение правил дорожного движения или пренебрежение мерами личной безопасности. Часто происходят аварии с автомобилем, когда лицо, управляющее электросамокатом, выезжает на нерегулируемый пешеходный переход. Водитель автомобиля не успевает среагировать, потому что скорость движения самоката намного выше скорости пешехода, и происходит наезд. Также бывают случаи, когда граждане на электросамокатах движутся по тротуару и допускают наезд на пешеходов.
В настоящее время принимается законопроект, который должен ввести понятие «средства индивидуальной мобильности». К ним будут предъявляться определенные требования. Надеемся, что после принятия законопроекта транспортных происшествий с участием электросамокатов станет меньше.
Но пока безопасность пешеходов находится в руках тех, кто управляет электросамокатом. Мы призываем наших читателей соблюдать правила дорожного движения, следовать рекомендациям сервисов аренды электросамокатов и не забывать о личной безопасности.
Анна Канашина. Фото Антона Забродского