«Невозможно жить без образа будущего»: интервью с главным архитектором Калуги Алексеем Комовым

«Невозможно жить без образа будущего»: интервью с главным архитектором Калуги Алексеем Комовым

«В наше время хайпа и выпячивания самости пропало самое главное: то, что делает историю историей», – говорит главный архитектор Калуги Алексей Комов. А делают её люди труда, истинные созидатели.

Кто же они? Как смертоносная бактерия 90-х отразилась на жизни в нашей стране? Почему мы должны дорожить советским прошлым? Что значит для Калуги великий русский зодчий Никитин? Расскажет наш гость – Алексей Комов.

СОЗИДАТЕЛИ И ПАРАЗИТЫ

– Алексей Олегович, вы не раз говорили о человеке труда. Кто это, с вашей точки зрения?

– Человек труда – это созидатель. Тот, кто придумал, кто рассчитал, кто воплотил. Это и токарь, и инженер, и архитектор… Даже торговец, честно относящийся к своему труду, может быть созидателем.

У нас тема человека труда абсолютно выпала после распада СССР, когда нормой человеческого бытия стало определение «идти по головам» и добиваться единоличного успеха. Героями оказались персонажи фильмов «Крестный отец», «Однажды в Америке» и т.п. В результате из детей 90-х сегодня мы получили поколение бескомпромиссных волков.

Пока их родители выживали, как могли, их воспитанием занимался телевизор, на котором господствовал культ насилия и наживы. Урон от либерализма соизмерим с последствиями гражданской войны и Великой Отечественной и будет действовать на наш этнос ещё долго в течение столетия. И мы не до конца понимаем, какую смертоносную бактерию получили в свой организм.

Сейчас, когда экономика в глубоком пике, и мы находимся в жесточайшем кризисе, настало время задуматься. К сожалению, мы не только проели «гандикап» Советского Союза, но и за последние 25 лет не создали ничего принципиально нового.

Принято считать, что в Советском Союзе человек рассматривался как винтик большого механизма. Но у любого винтика есть резьба, есть форма, есть функция. Сейчас нет даже этого. Миром правят цифры – ни винтика, ни человека. Кажется, он здесь лишний.

– Кого можно противопоставить людям-созидателям?

– Разрушителей. И паразитов, которые агрессивно спекулируют на чужом труде.

В советское время безусловно была идеология человека труда, которая отражалась и в культурном поле. Здесь очень уместно вспомнить скульптуру «Человек и Труд» Вячеслава Клыкова, которая и по сей день стоит на площади Московской.

Невозможно жить без образа будущего. А русского человека мечта всегда двигала вперёд и давала миру невиданные достижения. Поэтому именно у нас невозможное становилось возможным. Многие западные технологии делали уехавшие туда наши люди. Мы сами разбазарили свои наработки, а теперь пытаемся судорожно их реэскпортировать.

Ещё чуть-чуть и мы можем утратить «ген созидателя» и будем способны только на потребление по «цифровому свистку».

ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ В СОВЕТСКИЙ СОЮЗ

– То есть советский период для вас со знаком «плюс»?

– У меня и Российская империя со знаком «плюс». Родину не выбирают, ей служат.

Вообще, я – имперец и не делю историю страны, как колбасу. Когда беседую с молодежью, я вижу, что многие отлично знают историю зарубежных стран, но при этом не могут толком сказать, что происходило у нас ни тридцать, ни сто тридцать лет назад. Причем в их же городах, на их родных улицах.

Люди в Советском Союзе были гораздо образованнее и начитаннее. При том, что сейчас есть доступ ко всему гигантскому массиву информации обо всём.

Мы отказались от идеологии, приняли во главу угла рыночную демократию, но при этом совершенно не умеем пользоваться инструментами, которые сами наплодили за это время. Постоянно жалуемся и придумываем какие-то надстройки, но при этом не пользуемся теми ресурсами, которые у нас есть под рукой.

Нужно разобраться с тем, что есть, сделать ревизию самих себя, а не плодить дорогостоящие симуляторы.

РОССИЯ И ЗАПАД

– А на Западе, с вашей точки зрения, нет ничего интересного?

– Запад разный, и не надо мазать его одной краской. Надо быть умнее, различать и накапливать его полезные знания и навыки.

На Западе достаточно мыслителей, которые смотрят на нас с большой надеждой. Россия, как для одних – источник настороженности, так для других – вдохновения.

Наша проблема в том, что мы не умеем преподносить себя миру, в то время как из США на весь идёт репрезентация своей нации.

Именно в советское время культура была главным послом нашей страны. Культура была важнейшей отраслью, целой индустрией.

И ещё один важный тезис: мы абсолютно не умеем работать с молодыми. Причем это сложилось исторически. Это крест и боль русской истории. На протяжении веков нашей молодежью занимается Запад, и мы наступаем на одни и те же грабли. Исключение составляют 30-50 годы XX века – время, когда советский человек, в итоге выиграл войну и полетел в космос.

– Что же нужно современной России?

– Я считаю, что если культура у нас будет продолжать существовать по остаточному принципу исключительно в виде плясок к важным датам, то мы недолго протянем сами как нация.

При этом в нашей стране очень много национальных меньшинств, чем и пользуются наши противники. Есть международные фонды, которые спекулируют именно на национальном чувстве, расшатывая некогда наш монолит. При этом мы ограничили заведомо себя в маневрах упростив идеологию до «списка скреп».

У нас осталась Великая Отечественная война, Космос и Пушкин. Нас бьют по нашей Победе, теперь мы «отдаем» Космос… Хотя тот же Илон Маск цитирует постоянно Циолковского и чтит память Гагарина. А мы, их наследники, готовы сдать своё наследие в утиль, посмотрев ролик на Ютубе.

Где новое? А новое можно родить только, если мы переосмыслим своё прошлое и, наконец, помиримся с ним.

Но если идеология будет заменена цифровым рабством, то мы вернемся к новому крепостному праву. И получим очень серьезный катаклизм. Потому что крепостное право – это источник перезагрузки, которую мы даже после его отмены получили к 1917 году.

Мы разучились сопереживать. Сопереживание – это анализ, который связан не только с головой, но и с сердцем. Мы банально разучились чувствовать.

Как только ты начинаешь себя соотносить со временем, то возникает важный импульс очеловечивания.

Наша задача – преподносить нашу историю познавательно и доступно, на примерах конкретных личностей, которые её творили. Им было гораздо тяжелее, чем нам, но они это сделали. Почему же мы не можем? И тогда сразу становится легче и появляется шанс на прорыв. Надо больше работать!

ГРАНАТА В РУКАХ ОБЕЗЬЯНЫ

– Получается, что идти по пути цифровизации не безопасно?

– Чему быть, того не миновать, движение прогресса не остановить.

Но дело в том, что чем больше усиливается наше технологическое оснащение, тем сильнее наше сознание впадает в архаику. Люди, которые обладают современными гаджетами, отнюдь не умнее тех, у которых их не было двадцать лет назад. Человеческие усилия минимизируются. А в итоге, удобство и комфорт блокируют тягу к созиданию и творчеству.

Без целеполагания, любой прогресс может обернуться гранатой в руках обезьяны.

Поэтому вопросы образования и просвещения актуальны сегодня, как никогда.

– Но вы же пользуетесь при проектировании программами ArchiCAD, AutoCAD?

– Да, конечно и не только ими. Это чертёжные программы. И они помогают архитектору проектировать и презентовать проекты. Я не против технологий, упаси Бог. Но они должны быть встроены в решения конкретных понятных задач для людей.

В ДИАЛОГЕ С ЛЮДЬМИ

– В июле будет год, как вы находитесь на должности главного архитектора Калуги. Но кажется, что гораздо больше. Ведь за такой короткий промежуток был сделан колоссальный объем работы. Вы довольны сделанным?

– В целом, да. Можно было сделать гораздо больше, но здесь я не склонен перекладывать ответственность на обстоятельства.

Для меня очень важна моя команда, как живой организм, который решает задачи и развивается, к которому присматриваются из других регионов и перенимают опыт.

В нашем коллективе, секторе главного архитектора, трудятся только калужане, и это принципиально для меня.

Известные московские скульпторы Денис Стретович и Игорь Бурганов – авторы Солдата в Бору и бюста комбату Авдееву, воплощали именно наши, калужские монументальные проекты.

Так, мемориал Солдату в Анненках влился в пространства целого микрорайона, и жители приняли его.

Как, и сквер Авдеева, который стал небольшим, но важным смысловым центром района Кубяка.

Нужно понимать, что город не только для туристов. Да и сами туристы едут туда, где есть позитив. Для того чтобы в городе было хорошо, нужно упреждать негатив, зная город от и до. Калуге повезло, что у неё такой руководитель. Дмитрий Александрович – это человек города, который видит его насквозь, поэтому взаимодействие с ним очень эффективно.

– Какой период переживает наш город?

– Сегодня Калуга переживает интересный момент своей самоидентификации. Важно его не упустить. Для этого нужно давать дорогу специалистам, стимулировать их участие в жизни города и региона.

От Союза архитекторов, вплоть до Союза рыболовов должно присутствовать профессиональное мнение. А когда его нет, то, кажется, что и «кухарка может управлять государством» из соцсетей.

– Нужно ли Калуге соучаствующее проектирование?

– Нужно. Но это не самоцель. Соучаствующее проектирование, как и цифровизация – это инструменты. Оно невозможно без участия профессионалов, без задействования уже имеющихся ресурсов общения с сообществами.

Зачем придумывать новые регламенты соучаствующего проектирования, если есть институт депутатства, есть общины и ТОСы, которым делегированы функции общения с людьми на территориях?

С помощью ТОСов как раз появились скверы Краснопивцева и комбата Авдеева, а ещё будут бульвар в тех же Анненках и сквер вокруг Пуховского пруда, а также многое другое в этом году. Везде взаимодействие с профессиональными горожанами даёт результат, который можно увидеть и пощупать.

Но насильно мил не будешь. Если тебе безразлично, что происходит у тебя за калиткой – ты сам виноват.

Бесконечными надстройками и заигрываниями нельзя провоцировать инфантильность у взрослых людей по отношению к городу, к стране, к государству. Перекладывание ответственности вразрез с уже существующими нормами может вести к подрыву доверия. Реальная демократия – это синергия компетентной ответственности, прежде всего.

И вот здесь очень актуален вопрос просветительской деятельности, которая транслируется через медиа. Очень важно дать материал интересно, зацепить им, а не просто мнение автора, которому «так кажется». На мой скромный взгляд в журналистских материалах должна быть совокупность мнений, серьезная и увлекательная аналитика, а выводы должен делать сам читатель.

Остальное – для блогов.

КОМЕНДАТУРА, В КОТОРУЮ ИДУТ ПО ЗОВУ ДУШИ

– Что сейчас происходит в российском Союзе архитекторов, членом Президиума которого вы являетесь?

– Сейчас наш Союз также переживает перерождение.У нас появилось много молодёжи, которая понимает, что членство в Союзе архитекторов России, которому уже почти сто лет, это, во-первых, принадлежность к профессиональному цеху, а, во-вторых, важный статус. Когда я приезжаю в другой город нашей страны я сразу ищу местный Союз Архитекторов, как военнослужащий комендатуру, в которую иду по зову души и с большим интересом.

Союз Архитекторов, как профессиональное объединение с большой историей, олицетворяет для меня интеллектуальный каркас страны, не смотря на все сложности и проблемы.

Это те каркасы, которые действительно скрепляют страну и хранят её от распада.

Большая проблема, что мы – сорокалетние профессионалы, способные на рывок сегодня крайне малочислены, потому что наша молодость пришлась на 90-е годы, когда много из нашего поколения уехало, сгинуло, да и просто ушло из профессии.

Разрыв, который должны сокращать именно сорокалетние, между молодежью и старшим поколением колоссален. Старшее поколение в большой досаде на происходящее, и это справедливо. Живя славным прошлым, они вспоминают свои лучшие годы, которые были выстраданы, а сейчас обесценены.

Моя личная задача – работать и обеспечивать преемственность поколений, чтобы были силы не только удерживать, но и развивать тот самый интеллектуальный каркас страны.

НИКИТИНСКАЯ КАЛУГА

– Что такое никитинская Калуга?

– Никитин и Ясныгин – это Циолковский и Королёв для калужской архитектуры во всероссийском масштабе. При этом роль Петра Романовича Никитина на бытовом уровне несправедливо замалчивается. О том, что он великий зодчий, знают только специалисты. А для широкого круга из этой плеяды зодчих конца XVIII века более известны Баженов и Казаков.

На мой взгляд, Никитин, сделавший генпланы для городов Калужской губернии, а также архитектурные символы столицы региона, действительно незаслуженно подзабыт. Помимо архитектурных сооружений, им были проведены титанические инженерные работы для устройства проездов и улиц по регулярному плану и многое другое.

Масштаб личности Никитина меня поражает и вдохновляет. Калужане живут на том, что он сделал. Это восхищение вызывает у меня желание изучать, как он работал, чем жил, как общался с генералом-губернатором Кречетниковым, как взаимодействовал с Москвой.

– Никитину было труднее, чем современным архитекторам?

– Мы даже представить не можем насколько. Времена и нравы были другие. Но доверие к нему и его отношение к своему служению давало ему силы созидать.

Образ города не может сделать только один человек. Его невозможно придумать на проектных семинарах. Его важно чувствовать, и планомерно и терпеливо насыщать смыслами. А смыслы могут рождаться, только если ты осознаешь ту самую преемственность от больших мастеров и живёшь большой мечтой, как Никитин и Циолковский.

Никитинская Калуга – это город-ансамбль, единовременно созданный по единому регулярному плану. Но образ города был воплощен усилиями многих людей. Сравнить можно только послевоенным восстановлением наших городов. Как Севастополь, белоснежный город-ансамбль, восставший из пепла на берегу Черного моря.

Единый образ имперской Калуги в конце XVIII века был гениально сформулирован Никитиным. Причем мы не знаем, как он реально думал, когда создавал свой новый город. От него не сохранилось размышлений и мемуаров. Поэтому мы можем только строить догадки.

Сегодня нам не хватает таких героев-созидателей, устремленных в будущее. Пётр Никитин – это наш русский Илон Маск архитектурной мысли XVIII века.

Было бы интересно когда-нибудь снять увлекательный блокбастер про судьбу архитектора.

– Современен ли сейчас Никитин?

– Для меня он современнее многих архитекторов, которые нынче в моде. Никитин сделал громадный рывок по преобразованию древнерусских поселений в имперские города.

«Генплан Калуги» Никитина является шедевром мирового градостроительного искусства. Например, в немецких архитектурных школах он изучается наряду с планом Парижа и других европейских городов того времени.

Важно понимать, что исторический генплан города сегодня такой же предмет наследия и гордости, как старинная усадьба или церковь.

НИКИТИН ИЛИ НИКИТИН?

– Было ли переименование улицы поэта-народника Никитина в улицу архитектора Никитина?

–Нет. Улица Никитина так и осталась улицей Никитина.

С инициативой переименовать улицу поэта Никитина в улицу архитектора Никитина выступил Юрий Юрьев. Но переименование с добавлением слова обозначения – это очень дорогостоящая процедура, с переделываем колоссального количества документов, которое бы затронуло, прежде всего, простых жителей. Дух места должен сказать за себя сам. Поэтому мы вместе Александром Георгиевичем Ивановым по инициативе Юрия решили установить там мемориальную доску, на которой будет написано, что улица Никитина (бывшая Золоторежская) была застроена по регулярному плану 1778 года великого русского зодчего Петра Романовича Никитина.

Пройдет пара лет, и городское сознание само определит, в честь кого из Никитиных названа эта улица. Это и есть для меня пример соучаствующего проектирования без спекуляций и надрыва. Открытие мы запланировали на 12 июня, на День России. Кстати, именно 13 июня 1778 года был официально принят знаменитый регулярный план Калуги.

– Какой же будет мемориальная доска Никитину?

– Она точно не будет чёрной надгробной плитой, которые, на мой взгляд, диссонируют в большинстве своём с фасадами зданий.

Мемориальная доска Никитину отлита из белоснежного искусственного мрамора с выпуклой элегантной композицией имперского шрифта, по принципу белокаменной резьбы. Изделие сделано по нашим чертежам в калужском скульптурном цеху «Пальмира», где был изготовлен и постамент для бюста комбату Авдееву.

Также важно упомянуть, что сегодня уже в процессе изготовления мемориальный знак, для установки возле некрополя Лаврентьева монастыря, в котором был захоронен великий русский зодчий и созидатель. Его открытие мы планируем в конце августа, ко дню города.

Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ