Новая нефть?

Как калужский опыт использования RDF-топлива был взят за основу федеральной отраслевой программы и какую роль в этом процессе играет импортозамещение

В предыдущем номере мы рассказали о Калужском заводе по производству альтернативного топлива – ООО «КЗПАТ». Предприятие перерабатывает твердые коммунальные отходы и крупногабаритный мусор, превращая их в RDF-топливо.

«Нас заметили»

Вскоре у калужан возник вопрос: альтернативное топливо производится, а кто его возьмет? Потребитель нашелся – им стал цементный завод «Лафарж Холсим», расположенный под Ферзиково. Он начал активно  закупать у калужан энергетические отходы с мусоропереработки, значительно экономя  на природном газе. За восемь лет цементный завод увеличил долю альтернативного топлива  до 17 процентов, утилизовав      290 тысяч тонн отходов.

Опыт по использованию топлива из отходов заводом «Лафарж Холсим» в Ферзиковском районе не прошел мимо федералов. Его взяли за основу программы «Применение альтернативного топлива из отходов в промышленном производстве на 2022–2030 годы». Вице- премьер Виктория Абрамченко утвердила паспорт программы в рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» нацпроекта «Экология». Об этом 10 января рассказал в «Телеграм» министр строительства и ЖКХ области Вячеслав Лежнин.

– Используемая предприятием технология направлена на переработку твердых коммунальных отходов и крупногабаритного мусора путем выделения легкой фракции и получения горючих частиц с высокой энергетической теплоотдачей. Оставшиеся после заключительного этапа сортировки отходы являются компонентами альтернативного топлива, – отметил министр.

Зеленая альтернатива в действии

У менеджмента калужского завода по производству альтернативного топлива хорошие возможности и дальше наращивать объемы производства, в том числе в рамках федеральной программы. Сегодня на КЗПАТ общая производственная мощность линий по производству RDF-топлива – 104 000 тонн в год.

– Производство альтернативного топлива из отходов – современный метод утилизации, – утверждает заместитель директора по экологии Николай Коротких. – По калорийности оно сопоставимо с углем и газом. Так, 1,7–2 кг альтернативного топлива из отходов могут замещать 1 куб. м природного газа. Кроме того, альтернативное топливо из отходов – возобновляемый источник энергии, который обладает относительно низкой  себестоимостью и широкой сырьевой базой для его производства.

Да, с поступающими на завод ТКО проблем точно нет, поскольку ежегодный объем мусора из Калуги составляет примерно 160 тысяч тонн. То есть после сортировки и отбора основного вторсырья, направляемого на переработку, оставшиеся отходы бумаги, кожи, пластика, дерева измельчаются на специальных шредерах до требуемой у производителя цемента фракции в 3–7 см и продолжают пополнять запасы альтернативного топлива.

Однако имеющееся оборудование, особенно на участках, где отделяются фракции, непригодные для использования в качестве компонентов альтернативного топлива (камни, металл, оставшиеся пищевые отходы), импортное. Это шредеры, воздушные сепараторы. В условиях западных санкций с этим фактом не пошутишь.

– Но, во-первых, действующее импортное оборудование у нас не старое, оно еще не один год послужит, а во-вторых, в случае поломки и замены есть в Калуге завод-изготовитель, услугами которого мы пользуемся. По качеству и характеристикам это оборудование не уступает австрийским или немецким агрегатам. Последний пример – изготовленный на калужском заводе «Эрга» воздушный сепаратор уже задействован на производстве. Он потребовался для второй линии утилизации остатков сортировки ТКО, запущенной в эксплуатацию в декабре 2022 года,развеял мои сомнения Николай Коротких.

 

Дальше, дальше, дальше!

После посещения мусоросортировочного завода я позвонил на предприятие, о котором говорил Коротких. Как оказалось, оно сотрудничает с КЗПАТ уже шесть лет. У них большой опыт в изготовлении подобных воздушных сепараторов.

– Данный проект был несложным. Проектирование и изготовление сепаратора заняло 4,5 месяца, – ответили в службе маркетинга. – Заказчик принимал оборудование у нас на заводе. Затем сепаратор увезли для полевых испытаний. Собрали, обкатали его. На заводе КЗПАТ наши сервисные инженеры провели заключительные монтажные и пуско-наладочные работы.

– В сегменте производства специального промышленного оборудования у ведущих калужских промышленных предприятий накоплен определенный опыт, компетенции, которые могут быть реализованы и в прямой конкуренции с западными компаниями, и в ставшей на сегодняшний день актуальной теме производства продукции для импортозамещения,прокомментировали в управлении экономики и имущественных отношений.

Александр ДМИТРИЕВ, фото Антона Забродского  и НПО «ЭРГА»