Он берёт в руки музыкальную колонку и выходит в коридор лицея № 9. Нажимает на кнопку Play и прямо там, среди бегающих и орущих детей, начинает танцевать. Шум стихает. Дети окружают его…
Евгения Цветкова обычным учителем не назовешь. Он танцующий учитель: вот уже 16 лет преподает школьникам ритмику. Хотя его собственный роман с танцами начался при довольно странных обстоятельствах.
Меня заставили
– Я занимаюсь танцами 45 лет, – подсчитывает Евгений Цветков. – Когда мне было шесть лет, моя бабушка по телевизору «Рекорд» смотрела выступление хора имени Пятницкого. И тут мне что-то стукнуло в голову. Я начал бегать по комнате, забираться под ковер, делать какую-то кривую присядку. Для меня это был выброс энергии. Бабушка смотрела с открытым ртом. С того момента я «пропал». Она уверовала, что я будущий танцор, и меня повели в прославленный калужский коллектив «Молодость». Я сопротивлялся! Постоянно сбегал или стоял всю репетицию под окнами танцевальной студии, а потом шел домой и врал, что был на занятиях. Потом меня «спалили», поймали, провели разъяснительную беседу и все-таки заставили ходить. Как я превратился из мальчика, который ненавидит танцы, в человека, посвятившего жизнь искусству? Это произошло благодаря людям! Мне всю жизнь везло на наставников. Любовь к танцам мне привили калужские хореографы Маргарита Андреева и Валентина Евтеева.
Я был директором магазина
– Я отучился на отделении хореографии Калужского колледжа культуры и искусств, затем окончил Московский государственный институт культуры. А еще я прошел армию. Она меня по-настоящему закалила. Восемь лет в эпоху постперестроечного безвластия работал в торговле, – вспоминает Евгений. – Начал менеджером по продажам и закончил директором торговой точки в одной калужской мегакорпорации. Когда она закрылась, я оказался на перепутье. Мне пришлось временно устроиться дворником, чтобы свести концы с концами. И однажды я задумался: «Может, мне чем-то другим позаниматься? Все же я был директором магазина…» Так я вспомнил про свое хореографическое образование и пришел в педагогику. Начал с Полотняно-Заводской школы № 2, где проработал восемь лет и завоевал все возможные регалии. Оттуда я перешел в калужскую школу № 15, затем – в лицей № 9. Везде, где работаю, я занимаюсь с детьми танцевальным и театральным искусством.
Танцы – это радость
– Педагог-хореограф должен быть яркой личностью! Ему нужно светить! Я работаю с детьми с 1-го класса и до «победного конца». Мое ноу-хау – это уроки ритмики. Дисциплина, преображенная из хореографии и физкультуры, положенных на драйвовую музыку. Конечно же, это не серьезный классический танец, подразумевающий работу у станка, постановку рук и ног. Ничего подобного. Я даю азы. Но и они приносят плоды. Ритмика раскомплексовывает детей, делает их более артистичными. Мои ученики уже через год меняются: начинают чувствовать ритм, становятся танцевальными. Я стараюсь подбирать современный репертуар, ритмичный, который детей зажигает, прохожусь по всем стилям: от хип-хопа до диско.
А еще, когда я знакомлюсь с классами, делаю флешмобы. Включаю колонку и прихожу на перемену в рекреацию. Первый момент – самый сложный. Нужно найти контакт с аудиторией. Я начинаю показывать простые танцевальные движения. Детям это нравится, и они, как обезьянки, повторяют. Для них такие динамические перемены – это радость.
Протестующие
– Большая ошибка хореографа – делать так, как тебя научили по программе в колледже культуры: надо заниматься так-то и так-то! – размышляет Евгений Цветков. – Нет! Надо смотреть на аудиторию. Ты видишь, что «не идет», – сразу меняй ракурс. К примеру, есть дети, которые категорически не хотят танцевать. Обычно это мальчики. Они, как правило, стоят на заднем плане и прячутся от меня. Я называю их «протестующие». Но они не танцуют не потому, что не хотят, а потому что возраст такой. Всегда стараюсь находить с ними общий язык.
Всем ученикам я даю универсальные движения: не девчачьи и не мальчиковые. Ведь я мужчина-хореограф! Когда я смотрю Муз-ТВ, кроме, извините, определенного рефлекса, у меня это ничего не вызывает. Когда мальчик танцует как девочка, для меня это неприемлемо. Юноша должен танцевать красиво, но по-мужски. И я предлагаю движения, которые ребят никак не коробят. Раз-два-три – и они начинают их повторять. Мне нетрудно растанцевать детей. Но порой бывают проблемы с дисциплиной. Тогда я оставляю этих ребят после урока, мы говорим с ними. И потом, как правило, они становятся самыми преданными моими учениками.
Мужское воспитание
Настоящий мужчина – это очень хороший фактор в школе. Это мужское воспитание. Это дисциплина. В советских школах мужчин было как минимум на треть больше. В современных их не хватает. Но кто научит молодого человека понятию «защита Родины», кто научит его элементарно гвоздь вбить?
У нас в школах доходит до того, что зачастую основы безопасности жизнедеятельности или технологию (для мальчиков) ведут милые женщины. Ну мы ж не в Швеции… Как женщина может научить парня таким мужским занятиям?
Сегодня есть и другой перекос – работа с одаренными детьми. Я не понимаю само слово «одаренные». А что, есть неодаренные дети? Так и запишем: эти направо уходят, а эти – налево? Такое деление – вообще жесть! Моя дисциплина позволяет заниматься со всеми. Все дети хотят развиваться, и на них надо тоже смотреть. Я расту вместе с ними. Мне уже за 50. В моем возрасте проводить уроки хореографии на низком уровне просто нереально. Иначе ученики тебя тапочками закидают и больше не придут. Нужно постоянно расти профессионально, ведь у нас бесплатные уроки. Когда родители платят за профессиональные танцевальные студии, они детей контролируют: «Я заплатил деньги, поэтому ты ходи!»
У нас образование бесплатное, и это не работает. Тут только интерес: не заинтересовал – ребенок уйдет. Но важно, чтобы они на моих уроках остались! Приведу аналогию с самолетами. Есть прославленный Су-34, но рядом с ним может лететь и другой аппарат! Пусть даже кукурузник. Я за доступность и демократичность. Не могут все быть балеринами и танцовщиками высокого класса. Должны быть и люди, которые просто любят танцевать! Это же тоже здорово.
Ольга КУЗЬМИНА
Фото Антона Забродского