Каждый год жители многоэтажек на две недели оказываются без горячей воды, но в некоторых домах этим сроком «обезвоживание» не ограничивается
Проблемы с горячей водой у жителей дома 39, что на улице Петра Тарасова в микрорайоне-новостройке «Кошелев», начались сразу после заселения. Через полгода в подвале «вылетел ИТП» – так охарактеризовали проблему представители управляющей компании, и у людей больше месяца из обоих кранов текла только холодная вода. Тогда решение вопроса вроде как на себя взяла компания-застройщик, дом-то на гарантии. Но через год, аккурат нынешней весной, история повторилась.
Если в кране нет воды…
– Весь апрель и половину мая горячей воды у нас толком не было, нельзя сказать, чтобы совсем, из крана она текла чуть теплая – в такой даже не искупаешься. Причем в соседних домах такой проблемы не возникало. Мы и в дежурную звонили, и в ГЖИ жалобы оставляли, и в УЖКХ… В ответ УК «Стандарт» то кивала на индивидуальный тепловой пункт (ИТП), обещая все наладить, а то и вовсе ответила, что это ресурсная компания виновата. После долгих препирательств и перекладывания ответственности с одного на другого во второй половине мая горячая вода пошла, но, как оказалось, ненадолго. С 1 по 14 июня нам ее снова отключили в связи с профилактическими работами. И вот 15 июня открываем вентиль, а вода опять чуть теплая. И это после двухнедельной профилактики! Интересно даже, кто и чем в это время занимался, для чего тогда делаются такие отключения?! – законно возмущается помощник старшего по дому 39 Татьяна Миронова.
Вопрос и в самом деле интересный. Ведь традиция отключать горячую воду тянется еще с советских времен. До 2011 года на профилактику котельные закрывались почти на месяц. Оно понятно: система была старая, никаких индивидуальных тепловых пунктов еще не ставили и все работало по накатанной. Но жизнь не стоит на месте, технологии совершенствуются, и в результате срок профилактики сократился в законодательных нормах до двух недель, даже с оговоркой, что «в каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления, но не более 14 дней».
«Исключения»
Надо отдать должное, ряд управляющих и ресурсных компаний услышали градоначальника и в начале июня, когда погода была довольно прохладная, отключили горячую воду ровно на пять дней.
«Спасибо, Дмитрий Александрович, за ваше распоряжение, воду в этом году отключили не на две недели, как раньше, а меньше чем на неделю, когда в доме маленькие дети – это особо важно» – написала в социальной сети Елена К. (Правгород).
«И нам повезло, всего пять дней потерпели, а раньше по полмесяца маялись, говорят, УК напомнила рекомендацию градоначальника сетевикам» – поддержал Елену Сергей М. (Тайфун).
«А нам не повезло, так и «куковали» две недели без воды. Вот, честное слово, не понятно даже, котельная новая, дом новый, ну чего там две недели выискивать? И ведь, оказывается, другие смогли за меньший срок уложиться, а мы – никак» – пишет Ирина К. (Хрустальный).
И «норма»
А что же УК «Стандарт», где, к слову сказать, 7 июля вновь отключили воду для ремонта ИТП в доме 39 по ул. Петра Тарасова? Нам удалось связаться с её директором Евгением Минайкиным, и вот как он прокомментировал ситуацию:
– Горячую воду на две недели отключает ресурсная компания, за это время они проводят профилактику оборудования. Наше дело – домовое имущество, трубы и ИТП, что происходит за это время в котельной – мы не отвечаем. И никаких особых работ проводить в это время не должны. Сейчас вот приняли решение за счет УК поменять насос горячего водоснабжения в ИТП данного дома на более мощный, потому что жители продолжают жаловаться на отсутствие горячей воды. Оповещение о работах было проведено за сутки, как через соцсети, так и путем развешивания объявлений на подъезде, – сказал Евгений Николаевич.
С его слов получается все гладко: проблема жителей будет решена благодаря щедрости управляющей компании. Однако ответ директора УК «Стандарт» противоречит ответу представителя УЖКХ, где четко сказано, что участниками профилактических мероприятий являются как ресурсные, так и управляющие компании. Этот факт Евгений Минайкин оставил без комментария.
Кто в ответе за ремонт?
В этом году в Калуге градоначальник Дмитрий Денисов уже в мае рекомендовал, а в июне дал основательное поручение теплоснабжающим организациям и управляющим компаниям, особенно в новых микрорайонах, сократить срок профилактики до 5 дней.
– К такому уже подготовлена 21 калужская котельная, 48 же это еще предстоит. Необходимо сократить сроки регламентных работ максимум до пяти дней там, где это технически возможно, – сказал Дмитрий Денисов.
Участники совещания – ресурсные организации и даже управление ЖКХ – согласились с градоначальником и обещали уложиться в заданные сроки. А что на деле?
Как прокомментировали ситуацию с отключениями горячей воды в отделе содержания коммунальных сетей горуправы, о пяти днях речи не идет, на профилактику отводится две недели. За это время и теплоснабжающие организации, и управляющие компании должны навести порядок во вверенном хозяйстве.
– Отключение горячей воды при проведении планового ежегодного ремонта и профилактических работах на энергоисточниках и сетях горячего водоснабжения не должно превышать 14 дней. Эти требования установлены СанПиНом. Независимо от времени эксплуатации котельной. В этот период проводятся профилактика и ремонт оборудования, используемого для приготовления горячей воды, испытания на прочность сетей горячего водоснабжения, а также их ремонт. Работа оборудования индивидуальных тепловых пунктов (ИТП), расположенных в жилых домах, безусловно, влияет на температуру горячей воды, подаваемой жителям. Для ИТП также необходимо проведение ежегодных профилактических и ремонтных работ, – говорит Елена Тимофеева, главный специалист отдела содержания коммунальных сетей управления жилищно-коммунального хозяйства Калуги.
Подводя итоги
К сожалению, этот частный пример всего лишь капля в общем море проблем. Во-первых, законодательство дает люфт до двух недель местным управленцам. Также им могут воспользоваться и ресурсные компании, поскольку оговорка «в каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления» весьма обтекаема. И если уж начинать исправлять ситуацию, то заходить нужно именно со стороны законодательства.
Второй вопрос – ответственность ресурсных компаний и, как показал нынешний случай, работа «управляшек». И с ним разобраться сложнее, чем с законодательством. Ведь если закон можно подкорректировать, привести в соответствие с реалиями, то заставить некоторых людей работать согласно правилам и рекомендациям очень сложно. Здесь, похоже, нужны четкие рамки без всяких оговорок. А иначе этот футбол так и будет продолжаться. Одни не так поняли, другие не нашли возможности сделать быстрее, а третьи вообще считают себя не у дел. Как в принципе и произошло в многострадальном доме 39.
Важно знать!
• Профилактика на теплосетях, согласно нормам СанПиН, должна проводиться ежегодно не более 14 дней.
• В Калуге в нынешнем году этот срок рекомендовано сократить до 5 дней.
• Оповестить жителей об отключении горячей воды должны не менее чем за сутки.
• Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время.
Ольга СМЫКОВА