Обмен купюр и бесплатные счётчики

Калугу, как и другие города России, накрыла новая волна телефонных мошенничеств

Казалось бы, разговоры о том, что аферисты разводят людей на деньги с помощью фейковых ссылок для голосования, сообщений о скидках и льготах, предложений о выплатах и пособиях, уже ведутся так давно и так активно, что никто не должен попадаться на удочку нечистых на руку людей. Но практически каждый день, открывая новостную ленту в интернете или включая телевизор, слышишь, что мошенники снова пожинают богатый урожай, придумывая такие способы отъема денег у населения, что сам Остап Бендер бы повелся на развод.

Свежая наживка

В мае город накрыла новая волна. Теперь аферисты предлагают людям старшего поколения обменять наличные, как это было во время «павловской реформы» в начале 90-х, когда реально менялись советские сторублевые купюры. Мошенники звонят на стационарные телефоны пенсионерам и говорят, что в стране проходит денежный обмен «старых» купюр достоинством 1000 и 5000 рублей на «новые» – те, что были презентованы Центробанком в середине октября.

Причем представляются аферисты, как водится, серьезными людьми – сотрудниками правоохранительных органов и сотрудниками банков. Говорят, что имеющиеся наличные выведены из оборота, но по «доброте душевной» они пойдут навстречу человеку в возрасте и помогут обменять деньги, чтобы те не пропали. Так, к одной из потерпевших жительниц Москвы позвонил человек, представившийся работником банка, и предупредил, что к ней скоро приедет курьер, который заберет деньги для обмена. Обманутая пенсионерка отдала прибывшему к ней мужчине 3 миллиона рублей в коробке.

Не обошла эта беда стороной и Калугу. По информации правоохранительных органов, в результате «развода» у калужских пенсионеров уже украдены десятки миллионов рублей. Некоторым калужанам мошенники звонили даже от имени сотрудников Городской Управы, просили принести деньги «на обмен» к зданию городской администрации. А другим предлагали передать данные для получения «новых льгот и выплат».

На проблему в очередной раз обратил внимание Городской Голова Калуги Дмитрий Денисов. Он подчеркнул, что никакого обмена денег не ведется.

– Прошу предупредить своих пожилых родственников и просто знакомых пенсионеров! Никакие органы власти не просят перевести или передать им деньги! Если вы стали свидетелем попытки мошенничества, сразу же обращайтесь в полицию по телефону 102, – обратился к калужанам градоначальник.

На собственном опыте

Пока материал готовился к публикации, автору этих строк лично пришлось столкнуться с тем, что аферисты используют все возможные уловки и им удается обвести вокруг пальца даже очень внимательных и ответственных людей.

В пятницу мне позвонила мама и с гордостью сообщила, что в очередной раз остановила мошенников (не знаю, откуда те берут данные пенсионеров, но моим пожилым родителям звонки и сообщения в мессенджерах поступают с завидной регулярностью). Готовясь послушать историю, как мама в сотый раз отправила аферистов куда Макар телят гонял, я услышала то, от чего потеряла дар речи. Оказалось, на мобильный телефон моей родительнице позвонили якобы из «Калугаэнерго»

и сообщили, что в ближайшее время в квартире бесплатно заменят электрические счетчики. Неожиданно разговор с «Калугаэнерго» прервался, и после короткого звукового сигнала серьезный голос сообщил пенсионерке, что ей только что звонили мошенники, которые получили доступ к ее лицевому счету, и, чтобы заблокировать их действия, нужно продиктовать четыре цифры из СМС, которое уже отправлено маме на номер телефона. Пожилая женщина, не раз слышавшая о том, что мошенники используют все средства, поверила, что спецслужбы не дремлют и с чистой совестью продиктовала код, даже полностью не прочитав сообщение. Код оказался ни чем иным, как запросом на смену пароля от личного кабинета на «Госуслугах». Уже рассказывая мне о «борьбе с мошенниками», мама полностью прочла сообщение и обмерла.

К счастью для нас и печали для аферистов, мамин кабинет на «Госуслугах» привязан не только к ее номеру телефона, но и к моей электронной почте. И любая процедура по корректировке личных данных должна пройти двухфакторную аутентификацию только с моей помощью. Это нас и спасло. Я быстро обновила все пароли доступа и поставила маме полный самозапрет на получение кредитов и микрозаймов.

Но история на этом не закончилась. В понедельник на телефон сорвавшейся с крючка жертвы мошенников позвонили из «Роскомнадзора». Маму стали пугать тем, что она передала пароль от «Госуслуг» аферистам, и теперь ее данные утекли в сеть. «Сотрудница» надзорного органа потребовала провести переадресацию номера. Во время этого разговора мне повезло быть рядом. Так и не получив ответа, причем тут Роскомнадзор, мама просто повесила трубку. А следом ей полетели СМС от банков, что на ее имя пытаются взять кредиты в ВТБ, в «Совкомбанке», в какой-то микрокредитной конторе. В сообщениях приходили код подтверждения на предоставление услуги и предупреждение: «если не вы подавали заявку, просто проигнорируйте сообщение». Звонки на горячую линию в банки подтвердили, что самозапрет на получение кредитов установлен должным образом и повода для беспокойства нет. На вопрос, почему банки вообще принимали заявку от человека с самозапретом, нам ответили, что, видимо, не до всех еще дошла процедура.

Кстати, общаясь в эти дни со знакомыми, выяснила, что подобная схема, когда пенсионера «спасают» от мошенников прерыванием разговора, может отыгрываться как звонок из поликлиники, из Социального фонда, городской администрации. Самое опасное здесь то, что звонок из организации может быть ожидаемым, и пенсионеры не кладут, как рекомендуется, трубку, а вступают в разговор и попадаются на удочку.

Защита от мошенников

Для того чтобы обезопасить тех, кто попал в подобную историю, на портале «Госуслуги» запущен новый сервис «Жизненная ситуация» для защиты граждан от интернет-мошенников. Он предназначен как для тех, кто уже столкнулся с мошенниками в Сети, так и для пользователей, желающих повысить свою цифровую грамотность и обезопасить себя от взаимодействия с киберпреступниками.

Сервис объединяет сразу весь комплекс мер защиты, в том числе все доступные на портале «Госуслуги» инструменты противодействия мошенникам, включая самозапрет на кредиты, возможность проверки кредитной истории, оформленных сим-карт, информации о подозрительном звонке и подачи жалобы о вредоносном ресурсе. Особое внимание уделено подробным инструкциям, например, что делать, если гражданин сообщил мошенникам пароль, и другим рекомендациям, которые позволят не попасться на схемы злоумышленников. Сервис подскажет, куда обращаться при столкновении с киберпреступниками.

Но самым простым способом защиты эксперты называют самозапрет на выдачу кредитов, даже если вдруг доступ к данным был предоставлен, как это произошло в нашем случае.

Если вы или ваш близкий человек все же попались на уловку мошенников, нужно сразу обращаться в правоохранительные органы.

Ольга СМЫКОВА

Новости партнеров