Как в городской школе № 14 создают новые образовательные пространства
Можно ли компьтерную игру-шутер* превратить в средство обучения? Как VR-очки могут помочь в тренировках по выживанию? Сколько надо времени, чтобы создать мультипликационный ролик длиной 18 секунд? Об этом и не только рассказывают директор школы Ксения Познякова и учителя Денис Туманов и Ксения Фадеева.
Гаджеты во благо
Ни для кого не секрет, что одна из главных проблем сегодня – гаджеты. Бороться с ними невозможно, а вот поставить их, так сказать, на службу, использовать в образовательном процессе – вполне. В калужской школе № 14 создано несколько новых образовательных пространств, где гаджеты работают во благо. Сегодня мы посмотрим, как новые технологии применяются на уроках основ безопасности и защиты Родины (ОБЗР) и в мультипликационной студии.
В школе создана лаборатория безопасности благодаря участию в конкурсе областного министерства образования и науки по созданию новых образовательных пространств и условий для обучения.
– Мы приобрели новый интерактивный манекен «Максим», получили интерактивный тир, который включает в себя копию автомата Калашникова, пистолеты, проектор, ноутбук и программу по отработке навыков стрельбы. Кроме того, получили лабораторию виртуальной реальности. В ней заложено порядка 20 сценариев, каждый направлен на отработку обучающимися навыков действия в экстремальных ситуациях, например при наводнении, захвате заложников. Когда сталкиваемся с подобными ситуациями – мы теряемся, не знаем, как действовать.
А здесь ребята, попадая в виртуальную реальность, могут прочувствовать это на себе, – рассказывает Ксения Познякова.
Образовательный процесс строится совершенно другим образом. Ребятам очень нравится, что урок стал более продуктивным, интересным, увлекательным. И педагогам интересно осваивать такое оборудование. По словам Ксении Николаевны, каждый приходил, смотрел, пробовал. В планах три городских семинара по трансляции опыта работы для учителей, которые ведут ОБЗР в школах города.
Попасть в девятку
Преподаватель ОБЗР Денис Туманов рассказывает о том, как проходят уроки в лаборатории безопасности. Основной упор делается на практическую реализацию навыков и мотивацию учащихся. Он не только рассказывает, но и предлагает мне попробовать поработать с новым оборудованием, как это делают на уроках школьники.
Начинаем мы с цифрового тира. В специальной программе здесь можно выбирать различные форматы стрельбы – по статичными мишеням, по движущимся, даже можно попробовать сбивать вражеские дроны, есть режимы «Спецназ», «Дикий Запад», «Освобождение заложников», «Штурм» и так далее. Своего рода шутер, но обучающий.
– Я всегда говорю о навыках обращения с оружием. Даже если оно учебное, мы ни на кого его не направляем. Ученик стоит у стола, с линии старта все уходят. Даю команду «К стрельбе приготовиться», затем – «Огонь!», – поясняет Денис Владимирович.
Я держу автомат, с силой прижав к плечу. Он достаточно тяжелый, в мишень попала с третьего раза, зато в девятку, правда, сама не понимаю как. По окончании стрельбы программа выдает количество попаданий, а также время стрельбы.
Переходим к VR-очкам. На меня надевают шлем, а в руки дают специальные джойстики. Теперь у меня есть виртуальные глаза и руки.
Работа с виртуальной реальностью тоже предполагает выбор из нескольких сценариев. Мы выбираем вынужденную автономию в природе. Трансляция того, что ты видишь в очках, выводится на планшет:лодка, берег моря, ограниченный запас воды, какой-то набор предметов. Надо сделать выбор – остаться на месте и разбить лагерь либо пойти к людям самостоятельно. Выбираешь вариант, а система говорит: правильно или неправильно ты поступил. Можно покрутиться на месте и увидеть неподалеку разбросанные палки, а на кустах ягоды.
На выполнение задания отводится 5–7 минут, так как более длительный промежуток влияет на вестибулярный аппарат. Результат выполнения отображается в программе.
Сегодня организовывать походы слишком хлопотно и трудно, а с использованием VR-очков это можно сделать в классе. И навыки могут пригодиться, к примеру, отработка процесса эвакуации помогла детям правильно все сделать во время учебной тревоги.
Ну и скажу несколько слов о манекене. Он полный, то есть полноценно имитирует человека, у него гибкая шея, сгибаются ноги. К манекену прилагается специальный экран, где лампочками показывается успешность/неуспешность проведенных реанимационных мероприятий.
200 кадров и 18 секунд
Поблагодарив Дениса Владимировича, мы перемещаемся в студию мультипликации «Мультстарт14». Это небольшое помещение рядом с кабинетом начальной школы. Его отремонтировали, а оборудование получили благодаря участию в конкурсе областного министерства финансов. На полученные за победу средства коллектив школы решил создать мультстудию. Такой выбор объясняется несколькими причинами.
– В нашей школе обучаются дети с ОВЗ, а работа с тем или иным материалом, например пластилином, – это развитие мелкой моторики. Ведь для многих детей, опять же из-за гаджетов, настоящей проблемой стали работа ножницами, создание, например, аппликации или лепка. Кроме того, мультипликация способствует развитию памяти, мышления, воображения. Но мы планировали, чтобы это было не только развлечение. Когда дети отработают навыки, они смогут создавать обучающие мультфильмы для разных учебных предметов. Это будет новый интерактивный методический продукт, который можно использовать в обучении детей, и именно по темам, которые вызывают сложности, – рассказывает Ксения Познякова.
Ведет занятия в мультстудии учитель начальных классов Ксения Фадеева. Она прошла курсы повышения квалификации, обучаясь мультипликации. Студийное оборудование позволяет работать в техниках объемной мультипликации, перекладной мультипликации, пластилиновой анимации.
– Когда создается любая анимация, мы проходим через несколько этапов. Начинаем с идеи, когда мы с детьми обсуждаем будущий мультфильм. Потом берем чистый лист и делаем раскадровку, то есть каждый кадр, который планируем выполнить с детьми, схематично рисуем, чтобы они имели представление, как он будет выглядеть. После этого мы с ними пробуем, выставляем фигурки, каждый кадр фиксируем на фотоаппарат. Потом уже переходим к монтажу, он делается на ноутбуке. Там есть программа, в которой все кадры мы склеиваем, обрезаем, смотрим, чтобы визуально это было красиво. И сверху ещё накладываем музыку.
Как уже было сказано выше, мультики здесь можно создавать в разных техниках, поэтому и оборудование здесь разное. Есть объемная конструкция для создания кукольных сказок с возможностью озвучки, сейчас ребята там делают мультик по сказке «Репка». Есть стол с несколькими уровнями и прозрачной поверхностью, где можно делать мультфильмы в технике перекладки, создавая объемную картинку. Именно на этом столе ребята вместе с учителем сделали заставку для мультстудии в технике пластилиновой анимации. Для создания 18-секундного ролика понадобилось 200 кадров и пять часов работы!
Процесс трудоемкий, но творческий и интересный, как для детей, так и для педагога. Студию посещают ребята с 1-го по 7-й класс, более старшие дети помогают младшим, работают в группе.
Посмотреть, как проходят занятия в интерактивных лабораториях по химии и физике, мне, к сожалению, не удалось – в этот день в школе проводилась олимпиада, и попасть в эти кабинеты возможности не было. Но Ксения Познякова пригласила меня снова посетить школу весной, чтобы их увидеть, а также ознакомиться с работой эколаборатории. Так что впереди новые впечатления и новый рассказ.
* Шутер – жанр компьютерных игр, где основная задача персонажа – стрельба по врагам.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото автора и из архива 14-й школы