Обыкновенный чудотворец

Придя на Турбинку в 1950 году, Владимир Кирюхин до конца жизни считал диплом инженера своей главной заслугой.

«Нас, молодых выпускников Московского энергетического института, высадили на необитаемый калужский берег в качестве десанта особого назначения», – так романтично вспоминал о начале своего трудового пути на Калужском турбинном заводе генеральный конструктор, академик, лауреат Государственной и Ленинской премий.

Самый прилежный студент

В характеристике на студента Кирюхина было написано так: «Отличительной чертой является: настойчивость и планомерность, систематическая и глубокая самостоятельность в работе над изучаемыми предметами с привлечением значительного материала. По отзывам преподавателей, Владимир Кирюхин является одним из самых способных и прилежных студентов курса».

В марте 1950-го Владимиру вручили красный диплом. А в октябре вместе с женой Виргинией, выпускницей того же престижного столичного МЭИ, Кирюхины приезжают в Калугу. Их принимают на работу в отдел главного конструктора КТЗ. Молодая семья поселилась рядом с заводом – на ул. Переходной, 9 – в только что построенной двухэтажке. Тогда же, в 50-м, у них родился сын Алексей, а спустя пять лет на свет появилась дочь Елена. Так начиналась их счастливая жизнь в Калуге. Но до этого Кирюхину довелось пройти через горнило войны.

Владимир родился 6 июля 1922 года в селе Пичер Тамбовской области, там работала врачом сестра его матери. В конце Гражданской войны семья переехала в город Козлов (ныне Мичуринск). Отец, Иван Андреевич, трудился в исследовательской лаборатории Ивана Мичурина, а мама, Елизавета Ивановна, преподавала в школе физику и математику. В Мичуринске в 1929-м Владимир пошёл в среднюю школу, которую окончил с отличием, и в 1939 году поступил в Московский энергетический институт им. В. М. Молотова, на тот момент один из лучших технических вузов страны. Деканом факультета был выдающийся ученый, профессор Л. И. Керцелли, крупный специалист в области теплотехники, один из разработчиков плана ГОЭЛРО, он был инициатором строительства учебно-экспериментальной ТЭЦ и создания при институте действующей модели паротурбинной электростанции.

На войне как на войне

Проучившись в институте менее двух лет, Владимир с июня по октябрь 1941-го работал на строительстве оборонительных укреплений в районе Вязьмы. Как он впоследствии вспоминал, выскочить из смыкающегося наступления немцев и пройти до конца войны в составе действующей армии удалось только благодаря хорошей подготовке на военной кафедре МЭИ.

В середине октября занятия в институте прекратились. МЭИ эвакуировали в Казахстан, в Лениногорск, но уже в марте 42-го Кирюхина мобилизовали в ряды Красной армии и направили в Ташкент, в эвакуированное из Харькова военное училище химзащиты. Полгода он был курсантом ускоренных курсов.

В его дальнейшем послужном списке – должности начальника химической службы различных стрелковых подразделений. Интересно, что у специалиста военной химзащиты в дипломе, который получит выпускник МЭИ Владимир Кирюхин после войны, будут всего две четверки – по основам марксизма-ленинизма и… по химии.

Под Мелитополем он получил ранение, осколок в коленном суставе давал знать о себе долгие годы.

Ставка на талант

«В 1950-м Калужский турбинный завод перебивался случайными заказами, не имел перспектив на будущее. Выход из положения виделся только один: надо создать турбины, которые заставили бы о себе заговорить. Нам, десантникам науки, это удалось. Может быть, потому что мы были молоды, самолюбивы и в каждом из нас жила дерзкая мечта создать машины, какие не удалось создать никому до нас», – вспоминал Владимир Иванович много лет спустя.

И уже через 10 лет турбины, разработанные в СКБ и изготовленные на КТЗ, отличались экономичностью, надежностью, малым весом и габаритами, а их характеристики были лучше турбин аналогичного типа западного производства. Это был несомненный успех молодого КБ и его молодого начальника.

Постоянная забота о научном и творческом развитии специалистов – еще одна отличительная черта Кирюхина. Он был убежден, что не надо искать идеи, они вторичны. «На первом месте всегда должны быть люди, талантливые инженеры: своих Ильюшиных, Яковлевых, Королевых нужно сегодня иметь в каждой отрасли народного хозяйства. И они, эти лидеры, будут взрывать изнутри косность, застой, благодушие, разрушать устаревшие авторитеты. Если мы этого не сделаем, всегда будем в роли отстающих и кого-то догоняющих. А нам, чтобы решать задачи социально-экономического ускорения, надо идти вперед, пусть другие догоняют нас».

За 53 года работы на заводе, с октября 1950-го и до самой смерти 1 ноября 2003 года, Владимир Иванович прошел все ступени инженерной стези – от инженера 1-й категории до генерального конструктора объединения. До апреля 1953 года он работал старшим и ведущим конструктором, начальником экспериментального отдела КБ, «мозга» завода, создателем которого он по праву считается. С 1953 по 1959 год – заместитель начальника СКБ завода Николая Михайловича Молошного, которого всю жизнь вспоминал с большим уважением и любовью. С 1979 года – генеральный конструктор Калужского турбинного завода и заместитель генерального директора по науке и проектированию. С 1970 по 1984 год – профессор КФ МВТУ им. Н. Э. Баумана, где обучал инженерному искусству будущих специалистов.

«Кажется, одно мне в жизни все-таки удалось – делать хорошие машины. Удалось именно потому, что всегда был в поиске талантливых людей, помогая им найти свое призвание. До чего же, оказывается, богаты мы талантами! В своем КБ вырастили крупных ученых и конструкторов, способных самостоятельно решать ключевые научно-исследовательские проблемы. Люди способны делать чудеса, когда перед ними ставится задача на грани человеческих возможностей», – писал он в середине 80-х годов.

На один из юбилеев Октябрьской революции тогдашний президент Академии наук СССР А. П. Александров, его коллега, прислал Кирюхину открытку: «Желаю здоровья и успехов в труде. Ваша идея хвоста мне очень понравилась. Ваши «шарики» явно вертятся и, главное, туда, куда надо!»

Частная жизнь гения

Необычайно скромный человек в быту и на работе, Владимир Кирюхин не любил надевать свои многочисленные регалии (а он имел пять орденов и 16 медалей). Увлекался техникой: с 1954-го ездил на мотоцикле, а с 1972 по 2001 год – на ГАЗ-24 «Волга». Мотоциклы и автомобиль ремонтировал только сам, обожал пешие походы по горам Крыма.

Освоил ЭВМ с момента появления первых «персоналок», увлекался живописью, фотографией, интересовался историей, был необычайно эрудирован и обладал отменным чувством юмора.

Очень тяжело переживал развал Советского Союза и сокращение оборонных заказов начала 90-х. До последних дней активно работал, выезжая в командировки в другие города и в Академию наук в поисках задач, которые помогали бы заводу удержаться на уровне в непростых условиях в начале нулевых годов. Всего себя отдавал любимой работе, стараясь успеть как можно больше.

«Самое интересное в моей жизни, – говорил он, – создание техники. Всю свою жизнь я делал сложную технику, аналогов которой в мире нет».

Лицом к заводу

Кирюхин, первый калужский академик РАН, оставил заводу ценнейшее научное наследие и великолепную научную школу, подняв планку для всего конструкторского бюро завода очень высоко. Паротурбинные агрегаты, созданные по проектам В. И. Кирюхина много лет тому назад, сегодня используются для строительства новых подводных лодок.

В год 100-летия генерального конструктора руководство КТЗ решило увековечить память ученого и почетного гражданина г. Калуги. Памятный знак высотой 2 метра 65 сантиметров вскоре появится в центре одноименного сквера. Проект разработан сектором главного архитектора. Он представляет собой стилизованную турбинную лопатку, на которой разместится рельефный портрет Владимира Ивановича, а также изображение атомной подводной лодки.

– Сотрудники предприятия и ветераны четко сформулировали задание для проекта – в памятной стеле должна найти отражение инженерная символика со спецификой завода. Оно и стало «смысловым каркасом» концепции стелы и атрибутикой всего сквера. Здесь будет место силы и место встречи поколений – ведь на Турбинке трудятся целыми династиями. Возможно, появление этого арт-объекта даст импульс дальнейшему событийному благоустройству данного места, – рассказал главный архитектор города Алексей Комов. – Не случайно для рельефного портрета мы выбрали именно такую фотографию академика Кирюхина: он на пике научно-творческой деятельности, полон планов, улыбается, с хитрым прищуром умных глаз. Изображение будет обращено к заводской проходной.

Владимир Иванович вспоминал случай, произошедший в 70-х годах. «Энергомашэкспорт» вел переговоры с Финляндией о поставках оборудования для целлюлозно-бумажного комбината. Финны, имея наработанные связи с западными партнерами, поставили заведомо невыполнимые условия: «сделка состоится, если советская турбина по всем техническим характеристикам будет выше зарубежных аналогов!» Это был крайне важный заказ, упустить который было нельзя. И тогда представитель «Энергомашэкспорта» уверенно заявил: «Такая турбина есть!» Но ни у нас в стране, да и нигде в мире ее на тот момент не было даже в проекте. Турбинисты выполнили заказ. Специалисты из ФРГ, проводившие испытания, сказали тогда Кирюхину: «Вы создали не машину, а чудо: ваша турбина опередила лучшие мировые достижения в этой области лет на 15».

 

Ольга КОНОВАЛОВА

 Больше документов о Владимире Кирюхине можно  увидеть
на виртуальной выставке на сайте Госархива документов новейшей истории Калужской области

archive.admoblkaluga.ru/pochetgra