Один на один

В рамках XIII Фестиваля современного искусства «Циолковский фест» на сцене калужского ИКЦ показали спектакль-трагифарс «Синий крепдешин», созданный режиссёром-художником Полиной Хамраевой.

В шести коротких новеллах в пьесе исследуются семейные травмы и навязанные роли, влияющие на личность. Зрители становятся свидетелями историй матери, дочери и внучки, связанных общим кругом страхов и одиночества, передающихся по наследству.

У всех по-разному

В одном из интервью режиссёр Полина Хамраева рассказала, что сюжет спектакля основан на её собственной семейной истории. Она впервые сделала постановку по своему личному тексту, основанному на собственных воспоминаниях и переживаниях. Получилось трогательно, надрывно, в некоторых моментах абсурдно и сюрреалистично, но, кажется, этого эффекта и добивалась автор. Ключевой темой постановки стало одиночество и то, как это чувство проживается в разном возрасте. Перед зрителем предстаёт то женщина средних лет, замученная бытом и заботой о старой больной матери, то маленькая девочка, забытая родителями в летнем лагере, то девушка, разочаровавшаяся в любви, то беременная женщина, страдающая от того, что перед страхом предстоящей муки оказывается совершенно одна, то девочка, брошенная отцом, то ветхая старуха, умирающая в пустой квартире. Это огромное страшное синее одиночество сквозит во всех мизансценах и запускает длинные щупальца в сердца напряжённо следящих за действием зрителей, многие из которых наверняка узнавали в образах этих женщин самих себя.

Тревожный сон

Всех героинь спектакля сыграла актриса калужской драмы Светлана Никифорова, мастерски перевоплощаясь до неузнаваемости. Ей удалось передать и разный возраст, и разный характер персонажей, и их разные противоречивые чувства. Однако в постановке была ещё одна заметная роль – шута, исполненная Александром Казанцевым. Он являлся своеобразным голосом разума, совести и смерти, озвучивающим то, что героини боялись произнести о себе вслух. Думаю, для такой экзистенциальной роли был выбран именно образ шута, потому что через иронию и шутку легче всего говорить о самом сложном. В литературе, как правило, шут часто предстаёт как персонаж, который, казалось бы, не обременён серьёзностью, но при этом обладает проницательностью и интуицией. Это же можно было заметить и в постановке. Он также вносил в спектакль элемент безумия и фарса, превращая действие в тревожный сон, где реальность переплетается с фантазией.

Без ответа

Зрительские аплодисменты после спектакля были осторожными. Возможно, не все замыслы режиссёра были поняты верно. Для меня самой загадочной сценой стало сражение героини на боксёрском ринге с огромной лохматой крысой, в момент, когда она понимает, что никогда не обретёт любовь бросившего её отца. Что бы значила эта крыса? Страх или, может быть, злость на родителя? Но в таком случае почему шут так не рад победе героини над хвостатым соперником? Ответы на эти вопросы найти не удалось. Выбивается из общего повествования и эпизод, в котором героиня парит под облаками рядом с самолётом, летящим неизвестно куда и неизвестно с кем на борту. Эта мизансцена показалась ни к чему не отнесённой. Не до конца остался понятен и смысл названия спектакля. Да, мы можем предположить, что синий – цвет одиночества, божественности или космоса. Крепдешин же как-то истолковать сложно, в пьесе это никак не обыгрывается.

Работа Полины Хамраевой – экспериментальная, новаторская, сложная по стилю. Несмотря на то что ответы удалось найти не на все вопросы, спектакль заставляет задуматься о собственной жизни, семейных сценариях, установках, передающихся из поколения в поколение. О том, что свою роль в этом мире мы должны доигрывать до самого конца. Один на один со своими страхами.

 

Екатерина СЕМЁНОВА

Новости партнеров