Драмтеатр завершил 244-й сезон ретроспективным капустником «Двадцать лет спустя» в постановке Захара Машненкова. На сцене почти в полном составе вновь собрался первый калужский курс РАТИ-ГИТИСа.
«Как макароны через дуршлаг»
Одна из первых сцен капустника – приемная комиссия. Молодые артисты исполняют роли абитуриентов, а выпускники 2001 года – Леонид Клец, Захар Машненков и Владимир Прудников принимают экзамен и хватаются за голову под напором колоритных персонажей и неординарных личностей.
– Конкурс был огромный: на курс поступало больше 300 человек со всей области, – рассказывает Захар Машненков. – Прошли отбор всего 14 претендентов. Нас пропускали как макароны через дуршлаг: сначала калужские педагоги, потом московские во главе с ректором. Накануне первого тура у меня родилась дочь, я все бросил и уехал на родину, в Киров. Через неделю вернулся и успешно сдал экзамен. Знакомые годами поступали в театральные вузы, а я до сих пор не могу понять, как мне это удалось с первой попытки. Наверное, звезды сошлись. «Жизнь вообще очень правильная штука, в ней все происходит так, как должно быть» – помните эту фразу из спектакля «Дом восходящего солнца»?
«Мы росли в оранжерее»
Захар Машненков уверен, что хорошая школа – это основополагающий момент. Художник сначала учится строить простые фигуры, рисовать череп и гипсовые головы. И тогда в любой его работе эта база будет видна. Так и у актеров.
– С нами работали три замечательных педагога, и они заложили в нас этот фундамент. Владимир Иосифович Романовский много лет прослужил в нашем театре, знал его изнутри. Александр Плетнев, сам недавний выпускник ГИТИСа, привносил молодую энергию и новые течения. Профессор ГИТИСа Давид Григорьевич Ливнев дал нам основы столичной театральной школы. Преподавали и действующие актеры театра: Надежда Васильевна Ефременко была педагогом по сценической речи. Нас выращивали с теплом и заботой, как в оранжерее. Школа дала главное: умение не просто смотреть и слушать, а слышать и видеть.
«Творили и вытворяли»
Сегодня выпускники первого плетневского курса – «молодые актеры зрелого возраста»: опытные и мастеровитые, по-прежнему полные сил и обаяния. На сцену вышли все, кроме Константина Солдатова, который руководит театром в Якутии. Из выпускников первого плетневского курса в драмтеатре служат Екатерина Клейменова, Ирина Якубенко, Лариса Фанаскова, Дмитрий Денисов и Захар Машненков.
– Вся наша группа была как на подбор: поющие и танцующие, у каждого отлично развиты пластика и чувство ритма, – говорит Захар Машненков. – И как же мы творили! В полдесятого спектакль заканчивался, а мы оставались и придумывали капустники. В час, в два часа ночи уходили из театра.
Первое отделение спектак-ля и было в основном «про капустники». Сыграли этюд по мотивам пушкинской «Метели» – от лица героя, ямщика и его лошади. Леонид Клец прочитал остроумный монолог театральной моли. И вот на экране – черно-белое видео, где атлеты в полосатых купальниках исполняют гимнастические номера. Артисты на сцене задумчиво смотрят на себя молодых. Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать.
– С Плетневым мы не только работали вместе, но и дружили, – рассказывает Захар Машненков. – Говорят, среди студентов я был его любимчиком. Это, наверное, правда. Я и сейчас продолжаю у него учиться. Вспоминаю, что он делал, как поворачивал сюжет, как вел репетиции. Приходил утром и говорил звукооператору: «Сереж, поставь диск, который я тебе вчера дал!» И музыка задавала тон этой репетиции, этому дню. И все, ты уже готов к работе. Бывало, что Александр Борисович снимал актеров со спектакля за нарушение дисциплины, но это была жизнь, бесшабашная молодость. Он умел занять всю труппу так, чтобы у каждого артиста была роль или какой-то свой яркий выход. Все были влюблены в работу.
«Все, что останется после меня»
Во втором отделении вспоминали спектакли Александра Плетнева. Это была не просто подборка фрагментов – режиссер решил все гораздо изящнее. Ведь что остается в памяти? Душевные песни, яркие образы и крылатые фразы. Пронзительная баллада Роберта Бернса из «Виндзорских насмешниц», люди на канатах из «Попытки полета», романс «Не для меня придет весна» из «Лодки».
– Я уверен, все спектакли Плетнева достойны того, чтобы остаться в репертуаре. Это знаковые постановки не только для нас, студентов его курса, но и для театра в целом. Сейчас их в репертуаре не осталось. Даже если они не списаны в архив официально, их не играют – некому. Спектакли надо обновлять, вводить молодых актеров, но делать это вовремя. Семь лет Александра Борисовича нет с нами, но люди до сих пор помнят его постановки, знают их наизусть. Это дорогого стоит.
А театр продолжает работать и жить. Соберут ли полные залы премьеры этого сезона, покажет время, но что-то подсказывает: далеко не все. Новый, 245-й сезон в сентябре откроется фестивалем «Старейшие театры России в Калуге». Будем ждать встречи и надеяться на лучшее.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА. Фото Виктора КРОПОТКИНА