Учитель-словесник с 47-летним стажем – о секретах педагогического мастерства и верности профессии
Уже много лет имя Валентины Львовны Скорбач, выучившей и воспитавшей не одно поколение выпускников, ассоциируется с 22-й школой, которой она посвятила больше 45 лет своей жизни. Требовательная, строгая, энергичная, современная, остроумная – так характеризуют педагога её ученики и коллеги. А благодарные выпускники все эти эпитеты сводят в один: хороший учитель. Потом добавляют: «Это педагог, которому я хотел бы доверить своих детей».
Первая и единственная
– В нашей семье учителей никогда не было – кадровые военные, медики. А мне всегда нравилось заниматься с маленькими детьми, возиться с ними во дворе, что-то рассказывать, придумывать им занятия. Любимыми предметами в школе были русский язык и литература. Позже эти два пристрастия соединились и переросли в любовь к профессии, которой я остаюсь верна.
В дипломе, в графе «Специальность» у меня написано: «Учитель русского языка и литературы».
Моя школа № 22 носит имя 50-летия ВЛКСМ. Ее построили в 1968 году, и с момента открытия она считалась экспериментальной – впервые в городе дети здесь обучались с 6 лет, был создан кабинет профессиональной ориентации. Я пришла сюда по направлению после окончания института и за четыре с лишним десятилетия никогда не изменяла. Менялись директора, классы, менялись дети, изменилась сама школа, но она не перестала быть для меня родным местом, где я получила бесценный педагогический опыт и росла вместе с учениками.
С первого дня я оказалась в доброжелательном коллективе сильных педагогов, который не просто окружил, окутал меня своим вниманием. Завучи Римма Борисовна Чеботарева, Зоя Павловна Короткова и много других учителей, которые помогали в начале моего профессионального пути – улыбкой, одобрением, ответом на любой вопрос, дельным советом. До сих пор во мне живет чувство благодарности к ним.
Много времени посвятила мне завуч по воспитательной работе Галина Сергеевна Яковлева. Будучи учителем литературы, она постоянно приходила ко мне на уроки – учила, помогала, не стеснялась признаваться, что сама от меня многому учится.
Не могу сказать, что в первые годы были какие-то сложности. Отличительная особенность того времени – я ни разу не слышала, чтобы кто-то из коллег говорил о том, как ему тяжело, что учителя мало получают, или кто-то был занят поиском другой, более спокойной и высокооплачиваемой работы. Именно так понимали свое призвание – как высокое, почетное и так необходимое новому поколению, которое они растили.
От звонка до звонка
– В первый же год работы в школе мне дали классное руководство – пятый класс и небольшую учебную нагрузку – всего два класса. В те годы было колоссальное уважение к учителю со стороны родителей. Никто себе не позволял нагрубить, повысить голос, поставить педагога в неудобное положение.
Последний раз мы встречались с этими детьми, некоторые из которых уже дедушки и бабушки, лет десять назад. Это понятно: их собственная жизнь уже в разы длиннее той, что мы провели вместе. Но я всегда рада, когда они бывают в родной школе.
Современные дети совсем не те, которые были три и даже два десятка лет назад. И учитель должен меняться. Он должен быть не просто хорошим предметником, совершенствовать из дня в день свои знания, быть тонким и чувствующим детей психологом, постоянно поддерживать в ребенке желание познавать мир и учиться. Кроме того, он должен быть предан своей профессии, и самое важное – это неподдельная любовь к детям. Выбирать эту профессию сегодня – достаточно смелое решение. Те, кто делает выбор в пользу педагогики, должны этот момент четко понимать.
К сожалению, сейчас молодые учителя уходят из школы. В профессии остаются лишь те, для кого радость от профессии превышает ее минусы. Те, кто предан, продолжают работать и остаются. Наша профессия появилась одновременно с возникновением государства и ни искусственный интеллект, ни другие технологии не могут заменить профессию учителя.
Такая учительская жизнь – от звонка и до звонка. Подготовить к выпускным экзаменам, провести последний звонок, выпускной, потом отпуск, а там первое сентября, и опять все заново – как в песне: «учитель нас проводит до угла, и вновь назад, и вновь ему с утра: встречай, учи и снова расставайся».
Другие дети
– Однажды я была свидетелем разговора учителя с учеником. Учитель упрекал ребенка в том, что тот не выполняет домашнее задание, плохо слушает, что говорят на уроке, на что ученик заявил, что ему скучно и учитель должен его замотивировать на учебу. Понимаете, ученик заявляет, что учитель должен замотивировать!
Даже не знаю, как бы я ответила в подобной ситуации. Современные учителя больше нацелены на обучение, нежели на воспитание. А между тем учитель должен воспитывать постоянно, на каждом уроке. Сказать вовремя одну единственно правильную фразу, похвалить за, казалось бы, незначительный поступок – все это мотивирует к старанию. Литература как раз и дает такие возможности.
Программа по литературе давно не менялась. Постоянно идут споры о том, в какую сторону надо ее изменить, говорят о возвращении некоторых произведений, которые когда-то изучали: «Молодая гвардия», «Как закалялась сталь».
Программа настолько насыщенная, что не хватает времени остановиться, оценить красоту слова. С 5-го по 11-й класс дети проходят более 250 произведений – это много, особенно в 10-м классе, когда изучаются большие по объему произведения русской литературы.
Да, читают не столько, сколько нам хотелось бы, но получают много информации из разных источников. Беседы на уроке, презентации и доклады, обсуждения – мы стараемся заинтересовать чтением, чтобы пусть не сегодня, но ребенок к книге вернулся, когда чтение будет более осознанным.
Сегодняшние дети – из другого времени, даже их родители – это другое поколение. Дети большую часть времени проводят в гаджетах, мало общаясь друг с другом. От этого, к сожалению, уже никуда не деться, но мы можем направить это увлечение в правильное русло, объяснить, какую пользу это может принести в учебе.
Вспомните, раньше на уроках по гуманитарным и естественно-научным предметам практиковали пересказ. Сегодня, когда экзамены предполагают тестирование, проверка домашнего задания часто заменяется тестом – его легко провести и проверить. При этом дети совсем потеряли навык связной речи. Прошу коллег: отводите время, чтобы ученик могли рассказывать, что понял из прочитанного. Но это требует определенного мастерства – послушав одного у доски, занять всех остальных, оценив уровень полученных знаний.
Недавно прочитала исследования о том, почему молодые учителя покидают школу. Оказалось, что на первом месте не недовольство заработной платой, а проблемы с родителями учеников. Да, это сложно – наладить отношения с детьми и взрослыми. Но если по-настоящему любить детей, то и конфликтные ситуации не станут существенным аргументом, чтобы уйти из школы и бросить детей.
У каждого учителя есть собственные педагогические приемы, подходы. Но главное условие успешности учителя я вижу в готовности постоянно меняться, учиться, быть образованным, воспитанным, с чувством юмора – он должен быть примером во всем. Как говорил советский классик: «Учителем надо будет родиться. И только после этого стать».
Многие мои ученики стали учителями. Недавно одна выпускница закончила вуз и пришла в нашу школу устраиваться на работу учителем начальных классов. Ждала, пока здесь появится вакансия. 1 сентября мы станем коллегами.
Мы долго разговаривали с Валентной Львовной – о том, кем стали ее выпускники, на что остается время после уроков, какие вопросы задают родители в чате и часто ли ученики ее огорчают. Весь разговор я была в замешательстве, откуда столько энергии черпает эта красивая женщина, без каникул и перемен, отдающая свои силы и способности без остатка школе. В конце беседы задаю еще один, завершающий вопрос: «Неужели не устаете?» И тут же получаю ответ: «Я люблю то, что делаю. Разве можно устать от того, что ты любишь?»
Марина Звайгзне, бывшая ученица школы № 22, главный специалист управления образования г. Калуги:
– В пятом классе я познакомилась с классным руководителем Валентиной Львовной. Всем детям нравятся молодые учителя, а мы в нее просто влюбились: ее уроки были завораживающими, пролетали как одно мгновение. Это были не просто уроки русского языка и литературы, а настоящие уроки воспитания души. Как человек с педагогическим образованием я теперь понимаю, что это высший педагогический класс – ни одного слова на уроке она не сказала впустую, «отжимала» из всего. Это то, что сегодня называется опосредованным воспитанием.
Мы были настолько увлечены совместной жизнью, наполненной походами, разговорами по душам, совместными делами, что школьная пора пролетела для нас стремительно.
В нашем классе было 36 человек – и ни одного она «не потеряла»: всех не просто выучила и воспитала, поверила, вселила уверенность в собственных силах. Именно по ее примеру я выбрала педагогику.
В ней до сих пор чувствуется какой-то очень четкий баланс требовательности и снисходительности, ума, иронии, легкости и доброты и есть главное, ныне дефицитное качество – умение проживать жизнь вместе с ребенком.
Сколько же она в нас вложила, как умело выстроила взаимодействие детей с родителями, как приучила строго и уважительно относиться к учителям! Только со временем понимаешь, какой колоссальный труд стоит за всем этим.
Именно стараниями Валентины Львовны школа осталась для меня самым главным, теплым и добрым впечатлением в жизни.
ОльгаКОНОВАЛОВА
Фото Антона Забродского