Ольга Новикова: Был(а) в сети недавно

Ольга Новикова: Был(а) в сети недавно

Владислав Шапша призвал чиновников общаться с молодёжью в социальных сетях

«Надо уметь коммуницировать с молодежью. Главные средства связи находятся в интернете», – именно так губернатор обозначил свое поручение на недавнем заседании регионального правительства.

Каждый четвёртый житель Калужской области – представитель молодежи. И власть абсолютно точна в выводах: чтобы быть услышанной, ей нужно заговорить на языке аудитории, которая живёт в цифровой среде. Работа, учеба, общение, самореализация – всё происходит онлайн. «Официальные сайты», «новостные порталы» – сегодня слова, скорее, из параллельной, малопонятной молодым людям реальности.

Однако ключевая проблема, на мой взгляд, кроется не в выборе платформы, а в стиле и цели этого общения. Призыв, безусловно, верный. Но «молодежь» сегодня – понятие растяжимое. По федеральному закону «О молодежной политике», молодыми гражданами считаются лица от 14 до 35 лет. Нужно понимать, что этот диапазон очень неоднородный. Он охватывает школьников, студентов, работающую молодежь, молодые семьи. Очевидно, что у каждой такой группы, обладающей своими потребностями, запросами, отношением к власти и степенью сформированности политического мышления, нужен свой «входной билет» в этот диалог.

Продолжая исключать обобщенные понятия, стоит сказать, что и чиновники бывают разные. В народном сознании часто искажается представление о работе служащих. Особенно это заметно в комментариях в социальных сетях – спрашивают со всех «слуг народа» одинаково, вне зависимости от зоны задач и ответственности.

Степень вовлеченности в диалог, безусловно, зависит, от объема задач, стоящих перед чиновником. Кто-то занимается стратегическим планированием в масштабах страны или региона, а кто-то работает с людьми на местах. Несмотря на это, обратная связь должна быть системной. Такой механизм ближе власти местной, которая решает вопросы «на земле». Например, глава калужской администрации, Дмитрий Денисов, уже много лет проводит еженедельные онлайн-планерки, которые традиционно собирают сотни комментариев и запросов. В режиме реального времени на глазах аудитории они передаются на отработку, не оставляя у жителей сомнений в том, что их проблемы важны.

Процесс взаимодействия конкретно с молодежью, как ни странно, обычно ставит в тупик обе стороны. Скажем честно, спонтанного массового запроса пообщаться с властью у молодых людей действительно нет. У школьников он отсутствует в силу возраста, студенты обращаются к страницам чиновников преимущественно в учебных целях. Работающая молодежь и молодые семьи, хотя и активнее вовлечены в жизнь города, редко ставят прямой диалог с властью в топ ежедневных задач, если, конечно, не возникает проблема, требующая решения здесь и сейчас. В итоге живое взаимодействие часто остаётся прерогативой организованных активистов и волонтёров, у которых есть и мотивация, и навыки. Но если цель – услышать не только самых громких, стратегию нужно менять.

Казалось бы, зачем выстраивать диалог, если на него нет явного запроса? Ответ прост: его альтернатива – равнодушие и отстраненность. Молодые люди, не видящие отклика на свои, даже малые, запросы, перестают воспринимать город или регион как пространство возможностей. Система, которая не умеет слушать следующее поколение, теряет не только кадры, но и социальную устойчивость.

Со стороны чиновников запрос на общение с молодежью есть, но они, как правило, не знают, как его реализовать. Социальные сети, созданные для сокращения дистанции между людьми, увеличивают ее многократно, когда сотрудники органов власти начинают транслировать сухую отчетность. Необходимость вести цифровую летопись своей деятельности породила новый слой аппарата – пресс-службы, SMM и PR-специалистов, которые стоят за аккаунтами высокопоставленных лиц. Если раньше, они оставались в тени, то сегодня, особенно чувствительной к фальши молодежи очевидно, что «достучаться» до настоящего владельца страницы в большинстве случаев невозможно.

На мой взгляд, любая коммуникация – это всегда вопрос доверия и взаимного обмена. Команды пресс-служб и отделов молодёжной политики должны пополняться молодыми людьми, которые, в противовес сложившейся традиции, будут не писать от лица своего руководителя, а, интуитивно понимая тренды, предлагать ему форматы сетевого общения. Как правило, руководители новой формации понимают, что встречаться с молодежью, говорить с ней, общаться в мессенджерах, не бояться давать контакты – это единственный способ заручиться поддержкой молодых людей.

Вопреки стереотипам, я считаю, что чиновник – самая человекоориентированная профессия. В какой бы сфере он ни работал, адресат всегда один – люди, которые будут чувствовать на себе результаты его решений. Цель у всех общая – помочь, решить проблему, сделать жизнь проще и лучше.

Это подводит нас к главному инструменту, которого так не хватает официальной коммуникации: эмоциональному, человечному маркетингу. Государственная служба часто мыслит категориями функций, отчётов и показателей. Но молодёжь, да и все люди, живут категориями смыслов, ценностей и эмоций. Им важна не развитая инфраструктура, а чувство сопричастности и благодарности.

Поэтому, когда чиновник в своём блоге не скрывает усталости после сложного совещания, делится личной радостью от успешного проекта или искренне огорчается, когда что-то идёт не по плану, – совершает своего рода революцию в сознании людей. Он становится понятным, а значит, ближним. Это и есть язык доверия.

Призыв губернатора – это своевременный и правильный сигнал системе. Но сам по себе он диалога не создаст. Социальные сети всегда будут лишь инструментом. Суть же в готовности его использовать: не только отчитываться о проделанной работе, но и проводить эту работу совместно с молодёжью. Стать доступными, в том числе и в цифровом пространстве.

 

Ольга Новикова