Он молод – ему 39, в должности директора школы всего семь лет, интеллектуал, его не боятся, но уважают, и на днях он стал призером конкурса «Директор года России – 2024»
В чем залог административного успеха и что самое трудное в его работе – об этом и не только мы побеседовали с директором гимназии № 19.
– Денис Эдуардович, вы стали директором гимназии, не имея большого опыта работы в школе. Трудно ли было университетскому преподавателю перестроиться на административные рельсы? В какой момент вы пожалели, что согласились возглавить гимназию?
– Действительно, педагогический опыт был совсем небольшой – я вел в старших классах элективный курс, преподавал в университете, три года проработал в управлении образования. И могу сказать, что иногда проще принять решение, которое логичнее именно с административной точки зрения, когда важно руководствоваться длинным горизонтом. На новом здании 46-й школы написана фраза: «Залог успеха – в постоянстве цели». Это очень правильные слова.
О том, что стал директором гимназии, не пожалел ни разу.
– В педагогике, как ни в одной другой сфере, человек на себя проецирует опыт своих учителей. Что вы для себя взяли от тех директоров, работу которых видели?
– Безусловно, четкое понимание того, что от тебя зависит конечный результат. Можно сколько угодно ссылаться на внешние обстоятельства, говорить, что ты не виноват ни в успехе, ни в поражении, но по факту, если ты берешься за ручку двери директорского кабинета, готовься, что к тебе придут и спросят:
«А почему так?» Это самое важное – уметь принять на себя ответственность.
– Это понимание – самое трудное в работе директора?
– Это не про трудности, а про внутреннюю установку. Для меня слово «трудности» связано со словом «труд» – необходимость много трудиться ради, может быть, небольшого результата. Нужно все время что-то продумывать и придумывать, чтобы оптимизировать нашу работу.
– Директор все время находится в режиме многозадачности – одновременно и педагог, и финансист, и хозяйственник, и юрист, и много еще кто…
– И еще психотерапевт (смеется)… Я никогда не работал на конвейере, делая изо дня в день одну операцию, и я не уверен, что мне было бы это по душе. Регламентированный, повторяющийся простой процесс в настоящий момент жизни вызвал бы у меня скуку. Но когда ты каждый день что-то новое видишь, слышишь, постоянно что-то происходит, и ты еще и одна из причин этого нового…. Не скажу, что это про адреналиновую зависимость, но то, что есть во всем этом некоторый азарт, – правда.
– Насколько важен для успешного директора крепкий педагогический коллектив?
– Наш труд – воспитание человека – не одиночный. И «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется»: в этом процессе есть результаты, которые видны сразу, а есть отложенные. Здесь задействованы и семья, и учителя. Не будет директор успешным, если весь налаженный им большой механизм не работает точно как часы.
– Какие ещё составляющие понятия «хороший директор»?
– Это цельность, внутренняя непротиворечивость. И нацеленность – умение видеть цель и обозначать ее коллективу. Настоящий директор – тот, кто умеет найти в людях полезное школьному организму и направить это во благо. Идеально, если он найдет таких помощников, которые эту хорошую идею будут воплощать без его внешних воздействий.
В нашу гимназию полтора года назад пришел молодой учитель физики Александр Павлович Шехматов. Он очень любит свой предмет и начал с детьми смотреть на звезды и планеты. 16 килограммов любви к астрономии в виде его телескопа, в который он вместе с детьми наблюдает за звездным небом. Я и сам в марте ходил с ними смотреть на солнечные пятна. Он – фанат своего предмета, и это прекрасно. Или учителя, которые создали в гимназии кукольный театр на французском языке.
Для директора важно нащупать такие струны, которые, с одной стороны, будут звучать в унисон со всем школьным оркестром, а с другой – добавят обертона, обогащающие общий спектр и делающие происходящее глубоким.
– В вашей гимназии все это уже налажено и хорошо работает?
– Если бы это было так, я бы уже ушел заниматься чем-то еще. Слава богу, нет. Но есть то, что мы смогли сделать, и это мне безумно нравится. Первое: каждый выпуск на школьной стене оставляет рисунок будущим одиннадцатиклассникам. Это история про то, как можно «наследить» в школе, и она дает ощущение, что ты часть одной большой школьной жизни. Вторая тема – каскад проектов «Дети – детям». Десятый класс делает мероприятие для девятого, третий – для второго и т. д.
Чем это ценно? Это и о воспитании альтруизма, и о возможности сделать что-то радостное и приятное и передать эстафету добра дальше – тем, кто придет после тебя.
– В прошлом году во Всероссийском конкурсе «Директор года России – 2023» победил калужанин Алексей Мокрушин. И для вас, как участника нынешнего года, наверное, было ожидаемо, что у Калуги второй год подряд победы уже не будет?
– От кого только я эту фразу ни слышал (смеется). Участвовать в конкурсе без претензии на победу глупо. Иначе зачем это все: две недели волнений, радостей, интеллектуального напряжения? Если бы я не рассчитывал на победу, то не был бы ни в числе лауреатов, ни в числе призеров. Более того, любая из пяти фамилий лауреатов, которую могли бы назвать, объявляя победителя, вызвала бы у меня восторг и уважение. Вся пятеро – настоящие, сильные директора, показавшие результаты реальной работы.
– Расскажите о конкурных испытаниях.
– Первый этап был заочный, в нем приняли участие более 700 человек. Он включал профессиональное тестирование (за час нужно было ответить на 60 вопросов) и написание мотивационного письма, не ограниченного по тематике, но ограниченного по количеству знаков. Я решил, что буду писать о своих выпускниках. В 2023 году, когда я в день выпускного проводил своих одиннадцатиклассников, сел на лавочку и написал о них то, что я думаю. Понял: это именно то, что мотивирует меня делать свое дело. Это была и попытка переосмыслить то, что произошло со мной и с ними за шесть лет работы в школе.
В результате этого тура двое калужан попали в 30 сильнейших, в финал. Он был из двух этапов – «Траектория движения» (доклад о результатах деятельности школы) и дебаты. А уже в Подмосковье были мастер-класс и блицтурнир (показать умение коллективного принятия решения по той или иной ситуации за 1 час). В заключение прошел брифинг, когда студенты журфака задавали нам вопросы по 10 темам.
Я оказался в группе, которой достались задания по качеству работы детского сада – среди участников испытаний были учителя, воспитатели, директора. Задали такой вопрос: «Может ли без переподготовки учитель старшей школы пойти работать в детский сад?» Очевидно, что нет. И я нашел для этого простого вопроса простую аллегорию: «На атомную станцию вы же человека без подготовки не пустите?» И вызвал одобрение сидящих в зале воспитателей, потому что так высоко оценили их труд.
– Что-то новое и интересное для себя по итогам конкурса почерпнули?
– За две недели я напитался впечатлениями, но пока осмысления, которое бы кристаллизовалось во что-то цельное, не произошло. Должно пройти время, пока осядет взвесь эмоций. Но для себя я наметил одну главную магистральную идею на ближайшие годы. Прошедшие семь лет – это история о том, как найти точки соприкосновения для детско-учительского коллектива. Я убежден, что пришло время для чего-то нового.
– В общем вы провели время конструктивно и с пользой,по олимпийскому принципу «Главное – не победа, главное – участие»?
– Главное – результат. И он не в дипломе победителя, а в эмоциях и впечатлениях, как директора-участники друг друга раскачивали. И в том, во что это выльется практически, что именно мы принесем в свои школы по возращении. В радости за другого, если хотите. Главное впечатление – в азартности, в самом процессе, который помогает тебе выйти на новый уровень в работе.
– Сейчас у вас будет время отдохнуть и перевести дух, а что же дальше?
– Дальше снова за работу. Когда учитель входит в класс к детям, им все равно, какая у него категория, какая зарплата и что происходит дома – его задача учить и воспитывать. Схожая миссия у директора: регалии и награды – это хорошо, но главное то, с каким настроем ты идешь в коллектив и принимаешь решения, от которых этот коллектив зависит. Я искренне доволен не только результатом, но и тем, что со мной происходило в эти две недели – получил мощную перезагрузку.
Беседовала Ольга КОНОВАЛОВА
Фото Антона Забродского