Сегодня мы знакомим читателей с историями, которые рассказали нам в музее
боевой славы лицея № 9
Школьные музеи, чьи экспозиции посвящены истории Великой Отечественной войны, – настоящий кладезь бесценной информации о войне во времени и пространстве, а их посещение пробуждает в детях интерес к изучению истории родной школы и города.
На стеллажах залов боевой славы учебных заведений подчас можно найти по-настоящему бесценные экспонаты, которым могут позавидовать крупные музеи. Представленные атрибуты эпохи, бережно собранные педагогами, школьниками и их родителями, часто сопровождаются еще и историями – трагическими, героическими.
– Гордость учебного заведения – школьный мемориальный музей К. Э. Циолковского, открытый в 1957 году. Комната боевой славы, посвященная событиям Великой Отечественной войны, была открыта в начале 2000-х. Изучать события тех лет, помнить о выпускниках и педагогах школы – участниках Великой Отечественной – одна из форм формирования интереса и уважения к родной школе,
– говорит педагог дополнительного образования Маргарита Алексеевна Миронова.
– Воспитание у школьников патриотизма идет в первую очередь через бережное отношение к историко-культурному наследию родного города, приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской работе, сохранение исторической преемственности поколений.
***
Экспозиции музея занимают четыре зала, в одном из них – реликвии, посвященные Великой Отечественной войне. Здание лицея само по себе музейный экспонат: в годы оккупации здесь была немецкая казарма, а с начала 1942-го – эвакуационный госпиталь, в школьных классах были операционные, где работал будущий знаменитый кардиохируг Николай Амосов.
Вот как он описывает события января 1942 года в «Записках военного хирурга»:
«Приехали в Калугу утром 24-го совершенно замерзшие… Рассматриваем город с пристрастием – ищем дом для госпиталя, которое может вместить до 600 человек.
…Мрачное трехэтажное здание бывшей духовной семинарии. Высокие полукруглые окна заделаны фанерой и досками, во многих торчат трубы, из которых валит дым. Солидный подъезд, большие двери и ряд машин с ранеными. Разгружают. Знакомая картина: носилки, торчащие из-под шинелей шины Дитерихса, согнутые сидячие фигуры с разрезанными рукавами шинелей и белыми бинтами. Сосульки на бровях и ресницах. Стоны, чертыхания, просьбы.
Заходим. Двери с тугой пружиной оглушительно хлопают. Вестибюль со сводчатыми потолками. Темно. Едкий дым, влажный туман. Чуть виднеется свет нескольких коптилок. Из вестибюля – вправо и влево – широченные коридоры, тоже со сводами. В два ряда на полу стоят носилки с ранеными, посредине проход, едва можно разойтись. Холодно. В конце коридора бочка, в которой тлеют сырые дрова, и дым валит через дыру. По обе стороны коридора – классы. Окна в них забиты почти полностью – оставлено по одному квадратику стекла…
Перевязочная. Очень большая комната, такой же дым, туман, холод. Посредине стоит бочка, правда, огонь в ней поярче, труба тянется далеко в окно. Вокруг печки кучи дров, две скамейки. Сидят раненые. Три стола, на них перевязывают одетых. Две сестры устало передвигаются, халаты поверх шинелей, в шапках. Врач в такой же одежде сидит за столиком и заполняет карточки. Воды нет. Пить разносят в консервных банках, окна заделывают солдаты из саперного батальона.
Дрова можно брать где-то около лесопилки, а воду нужно возить в бочках из реки.
Напоить. Согреть. Убрать. Накормить. Только потом – не дать умереть от кровотечения, заметить газовую гангрену, чтобы ампутировать, выловить шоковых и попытаться помочь. В последнюю очередь – перевязки и профилактическая хирургия. После этого началась работа.
…Освободили мужчин для заготовки дров, чтобы воду подвезти, за продуктами съездить, чтобы новые палаты осваивать, – раненые не переставали прибывать. Воды привезли, котел в прачечной затопили, начали варить гречневый суп. Пришлось идти по дворам просить посуду – ведра, ложки… Самое трудное было наладить отопление. Дрова сырые, тяга в бочках плохая, дым просто жить не дает. Промерзшие стены сразу покрылись влагой и дали туман. Пришлось разломать пару сараев… Наконец, осталось мое собственное дело – хирургия… В одиннадцать часов вечера пришла вторая бригада, и мы продолжали работать вместе до двух ночи. Очень устали, но пришлось тащиться домой, потому что в госпитале негде было приткнуться, во всех отапливаемых местах лежали раненые. Так кончился наш первый день работы в Калуге».
***
Большой раздел экспозиции посвящен дважды Герою Советского Союза Александру Терентьевичу Карпову, который учился в школе в 1932–1934 годах. В ней представлены фотодокументы о боевом пути прославленного летчика, погибшего под Ленинградом в 1944-м.
Особо трогателен рассказ матери, Евдокии Сергеевны, о сыне, обращенный к школьникам: «Многие думают, что героизм можно проявить в какой-то необыкновенной обстановке… Но ведь в жизни чаще всего это не встречается. Я вспоминаю, как рос мой Саша. Жили мы тогда в деревне Филенево Ферзиковского района. Окончив начальную школу, Саша во что бы то ни стало хотел учиться дальше, стать летчиком. Но школы близко не было, тогда он решил уехать в Калугу и обязательно учиться. После семилетки поступил на завод слесарем.
Несмотря на небольшой рост, его приняли в аэроклуб. Через несколько лет он стал летчиком, осуществилась его давняя мечта. Упорство в достижении поставленной цели было отличительной чертой в характере моего Саши. У него всегда было много товарищей, ко всем он относился справедливо. Любил заниматься спортом, много читал, его героями были люди, отличающиеся сильным характером, смелостью. Все эти качества, воспитанные в самых обыденных делах, очень ему пригодились в годы войны.
…Он всегда возвращался с победой… Несколько раз был ранен. Помню, приехал домой в отпуск, я попросила его: «Ты береги себя, сынок». Саша мне ответил: «Я, мама, напрасно жизнью не рискую, но и за спины товарищей не прячусь. А если не вернусь, знай, что погиб за свою Родину».
***
Этот снимок в 1943 году сделал фронтовой корреспондент газеты «За Родину!» Борис Ярославцев. Девушка в военной форме собирает цветы на поле, где саперы только что закончили работу по разминированию.
Это мирное мгновение на войне выглядело настолько необычно, что Ярославцев, не раздумывая, щелкнул створкой своего ФЭДа. Спустя 22 года этот снимок среди многих других фотографий военных лет опубликовала «Московская правда». Через два десятилетия девушку в военной гимнастерке и солдатских сапогах, собирающую на поле ромашки, узнали в научно-исследовательском институте организации управления и маркетинга: «Да это же наша Анна Сергеевна на снимке!»
Анна Гамазейщикова окончила 10 классов в 1940 году, с 1942-го на фронте. Попала в саперный батальон и по дорогам Смоленщины и Белоруссии дошла до Кенигсберга санинструктором, была комсоргом санитарного батальона 49-й армии Белорусского фронта.
После войны Анна Сергеевна Щевелева поступила в институт горного дела, защитила диссертацию, работала в Москве ученым секретарем института.
***
Братья Акимовы
Сергей – выпускник 1941 года. На фронтах Великой Отечественной был с 1942 по 1945 год. После войны окончил Харьковское училище связи, Московскую инженерную военно-воздушную академию им. Жуковского, стал кадровым военным.
Николай – выпускник 1937 года. Воевал в 1941 и 1942 годах на Волховском, Карельском, 1-м Дальневосточном фронтах в звании старшего сержанта радиотелеграфистом. Имеет награды: «За оборону Советского Заполярья», «За боевые заслуги, «За оборону Ленинграда, «За Победу над Германией», «За победу над Японией».
Владимир – выпускник 1939 года. С июня 1941 года на трудовом фронте в Кировском и Спас-Деменском районах, с октября 1942-го воевал на Калининском, Волховском, Воронежском, Украинском фронтах. Закончил войну в Праге лейтенантом, разведчиком Краснознаменной Киевской дивизии. Имеет четыре ордена и 12 медалей.
Алексей – выпускник 1948 года, работал директором приборного завода в Малоярославце.
Михаил окончил семь классов в 1942 году. Участник Великой Отечественной войны в составе 4-й ударной бригады Витебской Краснознаменной дивизии, награжден орденом Красной Звезды и восемью медалями.
***
Несколько лет назад дочь фронтовика Владимира Ивановича Соловьянчика, Маргарита Домбровская, принесла документы, связанные с трудовой и фронтовой жизнью своего отца.
Его военный путь начался в Белоруссии в июле 1941-го. С 25 мая 1943 года состоял на службе при части ВИС-80 в должности главного инженера, занимался строительством оборонительных сооружений, дошел до Берлина. После войны вернулся в Калугу, где когда-то лечился в госпитале. Устроился учителем физики, ему дали квартиру под самой крышей школьного здания. Мастер на все руки, Владимир Иванович участвовал в создании музея Циолковского, который открылся в школе в 1957 году, в год столетия ученого.
Среди экспонатов – вещи, документы, фотографии, награды, которые принадлежали Владимиру Ивановичу, в том числе удостоверение, залитое кровью после ранения в голову.
***
Картины «Летят журавли» и «Последнее фронтовое письмо сына» авторства Г. Духанова, подаренные музею боевой славы. Геннадий Иванович – выпускник школы 1940 года, прошел всю войну, известный калужский художник, живописец, график.
***
Владимир Андреевич Петров родился в Калуге в 1923 году, окончил семь классов, в 1940 году – аэроклуб, в 1941-м – 2-й курс строительного техникума, стал курсантом Челябинской военно-авиационной школы, но в связи с ее расформированием направлен на фронт. В действующей армии с марта 1943 года. Воевал в составе Воронежского, Степного, 2-го и 3-го Украинского фронтов, участвовал в Белгородско-Харьковской операции, форсировал Днепр, Днестр, Тису, освобождал Украину, Румынию, Венгрию, Австрию. Был замковым, наводчиком орудия, командиром расчёта.
Владимир Андреевич удостоен ордена Славы трех степеней, дважды награжден медалью «За отвагу», другими медалями, был ранен.
С 1948 по 1963 год работал авиатехником в Калужском подразделении Гражданского воздушного флота, а с 1963-го до выхода на пенсию – фотокорреспондентом в областной газете «Знамя».
Ольга КОНОВАЛОВА, фото Антона Забродского