Именно эти качества педагоги – участники нашего проекта – назвали самыми главными в наставничестве
В конце декабря, когда подводились итоги Года педагога и наставника, завершился и проект «Учитель для учителя». В течение нескольких месяцев на страницах нашей газеты о своих учителях рассказывали те, кто сегодня возглавляет школы, кто трудится вместе со своими наставниками. Именно они, мудрые, надежные, искренние, с любовью передающие опыт молодым, стали героями наших публикаций и символом минувшего года. А в преддверии Нового года учителя встретились в медиацентре редакции, чтобы еще раз услышать спасибо.
Открывая мероприятие, главный редактор «Калужской недели» Анри Амбарцумян отметил, что труд педагогов и наставников столь велик, что представителям этой профессии нужно посвящать не только год, но целые десятилетия.
– Вы зажигаете ума и сердца людей. Вы вкладываете знания в ребят, делитесь опытом с коллегами. Вы являетесь основой основ нашего общества. Благодарим за ваш труд и уверяем, что продолжим рассказывать об учителях и учительстве на страницах нашей газеты, – сказал Анри Юрьевич.
Участники мероприятия – директора и педагоги калужских школ, колледжей – еще раз вспомнили свои школьные годы, рассказали о том, как работают рядом с молодыми коллегами.
– Когда я вспоминаю о школе, первое, что возникает в моей памяти, – образ Валентины Ильиничны. Я называю её мамой в своей профессии. Этому учителю обязан очень многим. Сегодня ей уже за восемьдесят, но мне кажется, что она совсем не меняется. Её уроки были нестандартными. Например, на природоведении у нас под партой мог оказаться кот Матроскин, или мы могли лечить больных голубей, или, переливая аквариум, спасать золотую рыбку, или идти в далёкий поход на Могилу Неизвестного Солдата, или изучать растения в сосновом бору. На праздники мы устраивали «огоньки» дотемна с родителями и непременно с чаепитием. Это всё она.
Начальная школа пролетела очень быстро, оставив множество ярких воспоминаний. Когда мы перешли в пятый класс, про Валентину Ильиничну никто не забыл. Мы продолжали к ней ходить, навещали вплоть до окончания школы. Я часто разговаривал с ней по душам. Когда в выпускных классах передо мной встал вопрос выбора профессии, я понял, что хочу быть таким, как она, – еще раз поделился воспоминаниями о своей первой учительнице директор школы № 45 Антон Ковалев. А говоря о работе директора, отметил, что для него примером всегда является Виктор Андреевич Кишеев, директор школы № 23, в которой учился.
– Он знал всех учеников в лицо и с парнями всегда здоровался за руку. Стараюсь равняться на Виктора Андреевича, – сказал Антон Ковалев.
Поделился своими воспоминаниями о педагогах и директор гимназии № 19 Денис Миронов.
– За школьную жизнь у меня было четыре учителя истории. Всех помню, и до сих пор мы с радостью встречаемся. К середине основной школы я понял, что мне интересна эта наука, а дальше как-то пошло само собой. Поступил на истфак. Там были сильнейшие педагоги Анатолий Алексеевич Довбня и Виктор Яковлевич Филимонов, которые научили самому главному – учить и при этом самому всю жизнь учиться. Когда сам начинаешь преподавать, ловишь себя на мысли, что иногда реагируешь на те или иные ситуации исходя из внутренних ощущений или примера своих учителей, – поделился Денис Миронов.
Но не только ученики с теплотой отзывались о своих наставниках. Педагоги, которые поддерживают молодых в профессии, отмечают, что учителю всегда есть чему учиться, даже у молодых коллег.
– Не только мы молодежи помогаем, но и она учит нас. Моя коллега Анастасия Мартынова очень поддержала меня, когда вводился новый ресурс «Моя школа». Я в свою очередь стараюсь передать ей тот опыт общения с детьми, который наработала за 50 лет в профессии. Но главное, что нас объединяет, – это любовь к детям. Без этого в нашей профессии не состояться, – считает Татьяна Костомарова, педагог начальных классов школы № 33.
Но больше всего педагогов радует, когда ученики становятся их коллегами. Такое случилось с артистами Муниципального камерного оркестра Марией Горячевой и Михаилом Грибковым, которые выступили на мероприятии перед педагогами.
– Мария Владимировна Горячева пришла в наш детский сад и объявила, что набирает ребят для обучения игре на виолончели. Моя мама откликнулась. Так я стал первым и на какое-то время единственным учеником Марии Владимировны, поступив в шесть лет в подготовительный класс музыкальной школы. Позже наши пути разошлись, а потом мы неожиданно стали коллегами. Для меня это символично, – вспоминает Михаил Грибков.
Мария Владимировна в свою очередь поделилась, что совместная работа с учениками очень стимулирует. И с ней согласились коллеги-педагоги, участвовавшие в мероприятии.
– На молодых хочется равняться, – говорят учителя.
Мероприятие было организовано в рамках проекта «Учитель для учителя: наставничество как способ повышения педагогического мастерства», реализуемого при поддержке министерства внутренней политики Калужской области и Фонда президентских грантов.
Ольга СМЫКОВА
Фото Виктории Кромской