Завод «Калужский двигатель», один из крупнейших в ЦФО, в прошлом году отметил 55-летие со дня основания. Более 40 лет его возглавляет кандидат технических наук, заслуженный машиностроитель РФ, лауреат Государственной премии СССР, почетный гражданин города Калуги Юрий Лейковский.
В этом году он отметил 55-летие трудового стажа, проработав все годы на одном предприятии, пройдя большой путь от механика цеха до генерального директора, которым был 40 лет до перехода в статус президента ПАО «КАДВИ» – председателя наблюдательного совета завода.
Кадры решают всё
– Юрий Александрович, со дня основания завода вы были третьим генеральным директором. Однако известно, что ваши предшественники тоже, что называется, были «зубрами» советской эпохи.
– Это так. Первый директор – Станислав Борисович Дмитриевский. Мне посчастливилось работать под руководством этого талантливого организатора и специалиста. Благодаря его инициативе завод стал заниматься газотурбинным двигателем для танка. Направление считалось настолько важным, что специально по развитию калужского завода было принято пять постановлений ЦК партии и союзного Совмина. С ним было интересно работать, он был профессионалом в своем деле, уделял большое внимание воспитанию технической молодежи, направлял нас. В 1972 году Дмитриевский, возвращаясь из командировки, трагически погиб в автокатастрофе. Для коллектива завода это была большая потеря.
В феврале 1976 года на должность директора прислали из Омска Петра Андреевича Григорьева, Героя Социалистического Труда, тоже, как оказалось, талантливого организатора.
– У него я многому научился, прежде всего работе с людьми. У нас появился «Кодекс моторостроителя»: каждому дали памятку, в которой написано, как должно себя вести, чтобы не опозорить честь завода. Впервые в истории, наверное, всего региона у нас появилась фирменная одежда: для каждого цеха или направления был разработан свой стиль. К сожалению, Петра Андреевича не стало. Мне было 37 лет, я работал заместителем директора по производству, и даже мыслей никаких о директорстве у меня не возникало. Все думали, что пришлют опять откуда-нибудь «варяга». Однако судьба распорядилась так, что директором назначили меня. Приказ, подписанный руководством министерства авиационной промышленности, датирован 1 августа 1980 года,
– вспоминает Лейковский.
Поиск компромиссов
К 1980 году КМЗ – сложный промышленный организм с мощнейшими и самыми прогрессивными по тем временам техникой и технологиями. В это время осваиваются газотурбинные двигатели для летающих танков Т-80, испытания которых успешно прошли на территории дислокации Группы советских войск в ГДР. Современники отмечали высочайший профессионализм, деловую хватку нового директора Лейковского.
– Работа директора завода советской поры была связана с поиском компромиссов с разными учреждениями, ответственными и не очень лицами. Во имя блага коллектива нужно было умело лавировать между интересами министерств, ведомств, обкома, горкома, заказчиков, профсоюзов и, конечно, трудового коллектива. Работая в этом сплетении отношений, пришлось быть стратегом и в то же время отстаивать свою позицию,
– отмечает он.
Юрий Александрович напомнил эпизод, связанный со строительством жилого комплекса для работников второй промплощадки. Он настаивал на том, чтобы новые дома строились в шаговой доступности от завода, в экологически привлекательном месте, в пойме речки Терепец.
А городские власти Калуги требовали, чтобы комплекс был построен в центре города. Как оказалось, их интересовало прежде всего улучшение облика центральной части. В итоге Лейковский отстоял свою позицию.
– Одно время в Калуге сильно выделялись два завода, связанные с «оборонкой», расположенные по соседству, – это ваш и турбинный. Оба были наиболее крупными по численности, больше других строили жилья, объектов соцкультбыта. Калуга прирастала целыми заводскими микрорайонами. А в 90-е всю эту махину социальной инфраструктуры пришлось передать городу. На ее содержание у предприятий, принявших рыночные условия функционирования, не было денег. Не жалко было отдавать?
– Дело не в жалости. Да и не чужому дяде передали, а родному муниципалитету, который, в общем-то, социалкой и должен заниматься. Поэтому было не жалко, а, скорее, немного грустно. Ведь сколько всего нами было построено! К 1991 году заводчане получили 46 жилых домов общей площадью 444 тысячи квадратных метров. А еще были возведены общежития, детские сады, школы, больницы, АТС, пионерлагерь «Звездный». Сегодня заводам не до строительства объектов социального назначения, надо производство развивать. Тем не менее руководителю отмахиваться от социальных вопросов нельзя,
– считает Лейковский.
Выжили и победили
90-е годы прошлого столетия в истории России стали одним из самых драматичных периодов. Распад Советского Союза, экономические реформы больно ударили по промышленности, а по оборонке особенно. В короткие сроки сделали диверсификацию, сохранив уникальные технологии, оборудование, а главное – редчайшие в отрасли кадры. И это, хоть и с большим трудом, но удалось сделать.
По словам Юрия Лейковского, с 2016 года завод активно участвует в реализации стратегической задачи ОПК по диверсификации и использованию научно-технического потенциала для развития высокотехнологичной гражданской продукции и решения задач импортозамещения в РФ.
По данному направлению успешно проведена разработка серии газотурбинных установок (ГТУ) гражданского назначения, имеющих большой потенциал применения в энергетике, грузовом и железнодорожном машиностроении, судостроении, нефтегазодобывающей промышленности.
– Создание сложнейшей техники потребовало мощного интеллекта, высокого профессионализма, выдающихся организаторских способностей, умения нести ответственность за принятие неординарных решений. Всё это всегда было присуще коллективу КАДВИ – главным конструкторам, инженерам, рабочим, специалистам разного профиля,
– уточнил Лейковский.
Уроки на завтра
Лейковский не согласен с утверждением, что сегодня быть рабочим непрестижно. Взять КАДВИ: ребята работают на станках, управляемых с помощью программ, конструкторы и технологи – на местах, оснащенных современными компьютерами и передовым лицензионным программным обеспечением. На заводе реализуются новые и интересные для молодежи проекты. Со своей стороны, завод готов предложить им интересную и перспективную работу, создать комфортные условия труда, предложить оптимальные на сегодняшний день социальные гарантии и зарплату.
– Уже сейчас треть штата завода – это персонал в возрасте до 35 лет, в основном выпускники профильных средних учебных заведений и КФ МГТУ имени Баумана. Цель ОАО «КАДВИ» – уверенно идти вперед, развивать производство, совершенствуя выпускаемую продукцию, как военную, так и гражданскую,
– отмечает Юрий Александрович.
Окончание в следующем номере.
Александр Трусов. Фото Антона Забродского