Вот уже пять лет Маргарита Кулаева стоит у руля Дома музыки в должности директора. И, несмотря на занятость административными вопросами, не бросает своего любимого детища – Муниципальный камерный хор.
В поисках выразительности
Кулаева-Шалкина, как её величают люди посвященные, памятуя о родстве с прославленными пропагандистами хорового искусства в Калужском крае, в музыкальных кругах человек уважаемый и почитаемый, как и ее легендарные родственники. А в мире вокальном, где каждая яркая личность на виду и каждый коллектив на вес золота, её камерный коллектив известен далеко за пределами родного города. Калужский камерный хор обрел международное признание, успешно выступая на престижных конкурсах в Польше, Чехии, Италии и Испании.
Профессионалы-коллеги и поклонники, отзываясь о хоре Кулаевой, говорят, что этот коллектив отличает нестандартный и творческий поиск в выборе исполняемых программ. И это действительно так. Им удается быть непредсказуемыми.
То вдруг неожиданно вый-дут на сцену в международном фестивале «Мир гитары», исполнив «Романсеро Гитано» с Юрием Нугмановым, гитаристом с мировым именем. То удивят публику джазовыми аранжировками бессмертных хитов The Beatles. То пленят слушателей выдающимся произведением – «Мессой из Буэнос-Айреса» современного аргентинского композитора Мартина Палмери. То разорвут сердце совместным проектом с рок-звездой, фронтменом хеви-метал-группы «Ария» Валерием Кипеловым. Еще одно направление в деятельности хора – исполнение лучших образцов джазовой и эстрадной музыки для хора a’cappella.
Для посвящённых и избранных
Мы сидим в ее заставленном букетами, наполненном пьянящими ароматами роз, хризантем и лилий просторном кабинете на втором этаже камерного калужского Дома музыки. Дом музыки действительно камерный, как и её хор, и, кстати, оркестр тоже камерный.
Накануне отгремели овации юбилейному концерту «Настроение танго». Это было действительно грандиозное событие, хотя его увидело всего-то двести человек – на такое количество зрителей рассчитан зал Дома музыки. Что такое двести человек в трехсоттысячной Калуге? Капля в море…
– Как настроение, Маргарита Евгеньевна? Всем ли остались довольны?
– Я еще нахожусь в некоторой прострации. Пока не анализировала. Концерт прошел на одном дыхании. На сцене, естественно, не до выводов. Домой вернулась поздно и уже ночью посмотрела видеоверсию, снятую дочерью. Явных провалов не заметила. Позже все разложим по полочкам.
– Маргарита Евгеньевна, неужели калужане не увидят, не услышат этого прекрасного музыкального действа с участием оркестра, хора, сопрано Патрисии Апаевой, замечательной, проникновенной тулячки, сделавшей выбор в пользу Калуги, и душераздирающего баяна (изображавшего банденион) так и не прижившегося в Калуге брянского виртуоза Владимира Вислобокова? Неужели вся эта чудная красота, сочетание инструментальной и вокальной музыки – только ради одного раза?!
– Мы долго работали над концертом. Должны были показать эту версию еще в прошлом году, но пандемия нарушила все планы. Долго ждали, немножечко даже перегорели. Конечно, можно было бы показать эту программу еще. И, может быть, не раз. Но… Сейчас уже все наши мысли о другом.
Юбилейный год
– И чем же вы озабочены сегодня? Чем порадуете или снова удивите калужан и гостей Калуги, поклонников вашего творчества, в ближайшем будущем?
– Этот год у нас особенный, юбилейный во всех отношениях. Во-первых, 20 лет назад 2 апреля камерный хор получил статус муниципального. И сегодня мы размышляем, какой музыкой отметить эту круглую дату. Надо ли по этому поводу экспериментировать? Я не сторонник все время удивлять и превращать концерты в шоу. Думаю, надо вернуться к истокам, к хоровой миниатюре, к духовной музыке. Юбилейный концерт пока в процессе обсуждений.
В сентябре исполнится 15 лет Дому музыки. Тут уже надо глобальное что-то сотворить. Есть по этому радостному поводу идеи, но раскрывать раньше времени их не стану.
Надеемся, что в этом году удастся провести фестиваль искусств «Калужская осень». В прошлом году из-за пандемии он сорвался. Но, как говорится, нет худа без добра. Несостоявшийся должен был стать пятнадцатым. Теперь дни рождения Дома музыки и фестиваля совпали – есть все основания объединить эти две даты. В октябре нашему камерному оркестру исполнится 25 лет.
– Кстати, как обстоят дела в камерном оркестре? Поговаривают, состав коллектива меняется…
– Действительно, в оркестре идет обновление, омоложение. Это естественный процесс. Кто-то уходит на пенсию, кто-то – в декрет. Приходят молодые кадры.
– Сложно, наверное, в нашем небольшом городе найти достойную замену талантливым оркестрантам?
– Конечно, пригласить иногородних выпускников музыкальных вузов, обеспечить их жильем мы не можем. И тех калужан, которые уехали в столицу учиться или работать, вернуть непросто. Но у нас есть вполне достойные выпускники музыкального колледжа им. Танеева. Надеюсь, свежая кровь даст оркестру новый толчок для дальнейшего развития. Для этого есть все основания: мощный костяк, замечательный концертмейстер и полный идей главный дирижер.
Сильны традициями
– А в хоре нет кадровых проблем?
– Хор сегодня в прекрасной форме. Все голоса и солисты на своих местах. Из хора редко кто уходит. Если только по семейным обстоятельствам. Есть те, кто с нами с основания. Как-то повелось, что те хоровые традиции, которые были заложены еще в 50–60-х годах, сохранились до наших дней и даже приумножились.
В детских музыкальных школах у нас очень приличные хоры мальчиков. Особо могу отметить хор Ольги Полежаевой в ДШИ № 1 и коллектив Ольги Мамаевой в ДШИ № 2.
– Тем не менее всегда была проблема с мужскими тенорами…
– Но так исторически сложилось в России. Русский бас – это бренд, а хорошего тенора днем с огнем не сыщешь. Однако у нас в хоре проблем нет. Все в полной гармонии. Настроение прекрасное, весеннее.
Дело – за новой концертной программой.
– В филармонии замечательный мужской хор под управлением Вадима Прикладовского. Вы конкурируете или дружите? Поддерживаете творческие отношения?
– Конечно, поддерживаем! Однако у нас с Вадимом Игоревичем разный подход, разный вкус и разное отношение к музыке. Мы разные и эмоционально, и по ощущениям, которые, естественно, влияют на формирование репертуара. Но мы в курсе всего, что делает каждый. И они к нам ходят на концерты, и мы живо интересуемся тем, что они делают. Это же замечательно, когда есть разные коллективы! Всегда есть возможность что-то почерпнуть, чему-то поучиться. У меня никогда не было ни к кому зависти, соперничества – я не спортсмен по натуре. Всегда радуюсь любому успеху коллег, переживаю неудачи, равно как свои, так и всех, кто мне интересен. Мы все делаем одно дело.
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ