От улыбки солнечной одной

На сцене Театра кукол прошла первая премьера нового театрального сезона

На сцене ожила волшебная история Крошки Енота в постановке московского режиссёра Валерия Баджи. У абсолютного большинства людей старшего поколения образ Крошки Енота неразрывно связан с одноимённым культовым мультфильмом, ставшим настоящей классикой. И, конечно же, при его упоминании сразу вспоминается любимая многими с детства песня Владимира Шаинского «От улыбки хмурый день светлей». Поэтому, идя на постановку «Крошка Енот», ожидаешь увидеть нечто относящееся именно к советскому наследию. Но вот занавес открывается – и зрители неожиданно оказываются в… племени североамериканских индейцев.

В таинственном лесу

У входа в вигвам потрескивает костёр, над ним подвешен котел. Вокруг тени ночного леса, танцуют индейцы, ритмично ударяя в большие бубны. Отсветы огня на полотне нехитрого жилища – словно проплывают сказочные фигурки животных. Атмосфера настраивает на таинственный, волшебный лад. Казалось бы, как связаны индейцы и наш маленький енот? Ответ находится быстро. Юному индейцу племени предстоит отправиться на свою первую охоту. Это своего рода инициация – мальчик должен, наконец, стать настоящим воином. Он страшится этого мига и делится переживаниями со старейшинами. Тогда вождь рассказывает ему притчу о мужестве Крошки Енота, впервые отправившегося на далёкий пруд. Маленького героя создают прямо из углей костра. Так сказка рождается на глазах зрителей, сливаясь с загадочными лесными звуками, шорохами и музыкой.

Всё не просто так

Необычная оригинальная интерпретация привычного «Крошки Енота» заставляет абсолютно по-новому взглянуть на сказку. Но, как это часто бывает, новое – это хорошо забытое старое. Индейцы появились в истории Енота не случайно, ведь изначально наш зверёк имеет американское происхождение. Он появился благодаря перу писательницы Лилиан Муур. На самом деле там длинная серия сказок: «Маленький енот и внешний мир», «Маленький енот и никаких проблем», «Маленький енот и стихи из леса» и т. д., но при переводе на русский язык обошлись первой частью без сиквелов. В советском варианте, который помнится по мультфильму, Енот идёт на пруд, чтобы набрать для мамы сладкой осоки, встречается с Обезьянкой, которая и рассказывает малышу о страшном «Том-Кто-Сидит-В-Пруду».

Калужская постановка и здесь напоминает нам об оригинале произведения, где Крошка идёт за вкусными раками к пруду, а на пути ему встречаются аутентичные американские звери: Толстый Кролик, Большой Скунс и Старый Дикобраз.

С любовью к деталям

Визуальное оформление спектакля очень гармонично: костюмы, декорации, куклы – всё выполнено в единой тёплой цветовой гамме и стилистике. Коричневые, горчичные, охристые, красные оттенки создают целостную композицию, где ничего не выбивается, не перетягивает внимание и не кажется лишним.

Даже с дальних рядов заметно, насколько тщательно проработаны костюмы индейцев. Расшитые орнаментами жилеты, рубахи с бахромой, головы украшают перья, бусины и ленты. Рассматривать их – особый интерес. Нельзя обойти вниманием и куклы сказочных зверей. Они также имеют природные цвета, будто бы индейцы сделали их из подручных материалов. Звери получились очень миловидными, с большими выразительными глазами. Некоторым зрителям напомнили мишек Тедди.

Люди и куклы

В последнее время режиссеры-постановщики практикуют сценическое взаимодействие кукловодов с куклами, где актёры «играют в открытую», а не прячутся за ширму. Это требует особого актерского мастерства. Подобные взаимодействия актеров-кукловодов и кукол-актеров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно-временного искусства. И надо сказать, в этом спектакле, как и в других подобных по стилистике, артисты калужского кукольного театра очень органично работают на сцене, сливаясь со своими куклами в едином образе.

Сказочная мудрость

Ключевые смыслы постановки считываются легко. Они звучат из уст самих индейцев-старейшин, которые в конце истории и выводят мораль, как в старых крыловских баснях. Вероятно, это сделано специально, чтобы маленькие зрители точно поняли, чему учит сказочная история.

Калужский Крошка Енот говорит: иногда все, что нам нужно, чтобы победить свои страхи, – просто посмотреть им в лицо с улыбкой, ведь зачастую мы боимся самих себя.

Несмотря на то что сказка детская, интересные мысли из неё могли почерпнуть и взрослые, обратившись, например, к образу мамы Енота. Она не испугалась отправить Крошку одного вечером на пруд, и при этом не нагрузила его своими страхами вдогонку, она не смеялась над ним, когда он испугался своего отражения в пруду, не воспользовалась ситуацией, чтобы сказать: «Видишь, ты еще маленький, чтобы куда-то ходить один, мир очень опасен!», или, наоборот, не начала его ругать и раздражаться: «Ничего доверить тебе нельзя, что за глупости? Никого там нет!» Напротив, как мудрая родительница она дала ему аккуратно очень правильный совет: не бежать от страха, а пойти навстречу, улыбнуться и познакомиться поближе.

Закончилась история логическим финалом – герои сварили в котле раков, которых так храбро добыл Крошка Енот. И в этом заключительном действии тоже виделось природное волшебство – из зелёных усачи превратились в ярко-красных.

Екатерина СЕМЁНОВА, фото Светланы Паниной