Наш собеседник – известный поэт-песенник Виктор Пеленягрэ
Не найдётся ни одного человека, который бы не слышал песню «Как упоительны в России вечера». Её автор – Виктор Пеленягрэ, основоположник куртуазного маньеризма. В своё время он жил и учился в нашем городе. Воспоминаниями о студенческой жизни, своих первых стихах и песнях поэт поделился с читателями «Калужской недели».
ИЗ ЗГУРИЦЫ В КАЛУГУ
– Виктор Иванович, вы родились в селе Згурица Молдавской СССР. Как стали студентом литературного факультета КГПИ им. К. Э. Циолковского?
– Я окончил школу в 1976 году и приехал в Москву, чтобы поступать в университет, но провалил экзамены. А поскольку я был очень свободолюбивым и мне стыдно было возвращаться домой, то пришлось зацепиться за СГПТУ, где обучался специальности «каменщик-монтажник». Но я быстро понял, что это не для меня, и решил покончить на время с Москвой и куда-нибудь свалить. Больше всего меня привлекала Калуга. Во- первых, расположена на моей любимой киевской дороге, по которой я ездил домой, а во- вторых, очень красива.
– Какие воспоминания у вас остались от студенческих лет?
– У нас были прекрасные преподаватели. Когда я написал диплом Елене Спиридоновне Себежко, она вызвала меня и сказала: «Виктор, я вас просила написать диплом, а вы написали докторскую». И потом очень хотела задействовать меня в аспирантуре. Но я поступил в Литературный институт в Москве, поэтому аспирант из меня не получился. Преподаватели калужского университета были настоящие вольнодумцы и не уступали ни на йоту столичным профессорам!
– Остались у вас друзья в нашем городе?
– Александр Долгополов из службы безопасности КЭМЗ, прекрасной души человек. Геннадий Рогов, в своё время звезда Калужского областного драматического театра. Владимир Глазков – ныне режиссёр из Петербурга. А также куча девушек, которых не перечислить.
ТЕАТР И ДЕРЕВЕНСКАЯ ШКОЛА
– Вы принимали участие в постановках калужского ТЮЗа. Расскажите, как это было?
– Мои первые песни прозвучали в спектакле «Пеппи Длинныйчулок» по повести Астрид Линдгрен. Там я впервые услышал исполнение своих песен со сцены. Можно сказать, почувствовал себя звездой Калуги. Уже спустя годы мы с Василием Пичулом делали мюзикл с моими песнями. Но началом начал был калужский ТЮЗ, и долгое время я хранил у себя афишу этого спектакля.
– Знаю, что вы некоторое время преподавали в деревенской школе. Где и как это было?
– Это было волшебное время. На четвёртом курсе ко мне пришла наша Липа (Лидия Петровна Мосолова), заместитель декана факультета, занимавшаяся культурно-тренерской работой, и говорит мне: «Виктор, всё равно вы не ходите на лекции». – «Не хожу, – гордо ответил я. – Может, что не так?» – «Нет-нет, мы тебя обожаем. Не хочешь поработать в деревне?» И я согласился, всё равно я валял дурака.
Я поехал в деревню Песочня Калужской губернии. Директор школы Виктор Александрович был отличным наставником и собеседником. Всю дорогу, пока мы ехали в деревню, он пугал меня тем, что будет платить мне всего сто рублей. Но когда мы приехали и он понял, что перед ним сидит великий человек, то есть я, он повысил моё жалование до двухсот рублей. По тем временам это была сумасшедшая сумма. Я проработал в той школе полгода. Неожиданно мне пришло сообщение, что я принят в Литературный институт, и я пошёл учиться туда.
СТИХИ И ПЕСНИ
– Когда в вашу жизнь пришла поэзия? Помните свои первые стихи?
– Стихи я писал и до Калуги. Но мои первые публикации были в «Молодом ленинце». Там есть красивые стихи, чувственные. Также я посещал литературное объединение при «Молодом ленинце». Но вскоре понял, что там мне делать нечего, поскольку я был выше на голову своих наставников и лицеистов. Поэтому держался дерзко и неприступно.
– Вы не только автор песен, но и их исполнитель. Что вы начали раньше: сочинять или петь?
– Писать стихи. Что могло быть выше стихов? Моя первая песня, которая некоторым образом определила моё дальнейшее присутствие в мировом масштабе, была написана мной для агитбригады в 18 лет. Нам нужно было представлять Кубу, и я написал песню «Под жарким солнцем Гуантанамо», исполнив её под гитару. Она была очень весёлой и жизнерадостной, и, я думаю, её до сих пор помнят. Но я никогда и никому её не предлагал. Литература – дело весёлое. Предназначена главным образом для того, чтобы поиздеваться над коллегами и людьми. Когда я пел, то покорял девушек. В сущности, в 80-е годы можно было спокойно становиться этаким Трофимом или Малининым. Но мне казалось, что круче поэта нет ничего.
– Можно ли научиться писать стихи или песни? Или это врождённое?
– Думаю, что всё-таки врождённое. Каждый год из стен литературного института выходят 250 студентов, но поэтами и писателями становятся далеко не все.
«КАК УПОИТЕЛЬНЫ В РОССИИ ВЕЧЕРА»
– Правда ли, что песня «Как упоительны в России вечера» изначально носила название «Как упоительны в Калуге вечера»?
– Это шутка. Когда я бываю в Самаре, то пою «Как упоительны в Самаре вечера», когда в Париже – «Как упоительны в Париже вечера». А вот, например, любимый город Пермь не очень ложится в строку. Но мы выворачиваемся и поём: «Как упоительны на Каме вечера».
– Вы говорили, что писали её двадцать лет. Что менялось в тексте за это время?
– Первый триолет этой песни я написал в 1980-х годах. Мне хотелось написать лучший триолет в русской поэзии, потому что они у нас были далеки от совершенства. В 1997 году Александр Добронравов написал к нему музыку, и для полноценной песни понадобился ещё один триолет. Я его написал. Так родились бессмертная песня и два бессмертных триолета.
– Если не ошибаюсь, первым ее исполнителем стала группа «Белый орёл»?
– Да, право первой ночи оказалось у «Белого орла». Правда, с ними у меня вышла неприятная история. Когда я был за границей, «Белый орёл» с лёгкостью заменил мою строчку «балы, красавицы, пролётки, юнкера» на «балы, красавицы, лакеи, юнкера», так как они не знали, что такое пролётки. Я чуть не убил Владимира Матецкого, который проделал этот фокус! Ведь я столько бился над этой строчкой! А тут приходит какой-то композитор-песенник и чуть не губит бессмертную песню!
Сейчас я пою «Балы, красавицы, гвардейцы, юнкера», а вообще, вариантов у меня было много.
ОСНОВОПОЛОЖНИК ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕЧЕНИЯ
– Вы основоположник последнего литературного течения XX века – куртуазный маньеризм. Можете что- то рассказать об этом?
– Я основоположник куртуазного маньеризма как литературного течения. А орден мы уже делали потом с одним поэтом, точно так же, как Станиславский и Немирович- Данченко основывали МХТ. И как литературное течение он просуществовал дольше, чем, например, футуризм. С 1988 года, когда был написан «Манифест», практически до второго тысячелетия.
– Как ваши песни и стихи попадали в другие фильмы?
– Да, мои песни звучат в самых различных театральных и телевизионных постановках. Например, в фильмах «Убойная сила», «Граница. Таёжный роман», «Сёстры», «Движение». Один из фильмов Карена Шахназарова «Палата № 6» номинировался на премию «Оскар» как лучший зарубежный фильм, и я чуть не стал оскароносцем. Но больше всего моих песен взял замечательный режиссёр Василий Пичул.
Как попадали? Это судьба. Так везло. Приходишь в кинотеатр, а там идёт фильм, в котором звучит твоя песня. Приятно.
И НАПОСЛЕДОК
– Согласны ли вы с Булатом Окуджавой, что «у поэта соперников нету»?
– Ну как же нету? Твои соперники – вся мировая литература. Ещё Пушкин замечал, что «зависть – сестра соревнования, следовательно, из хорошего роду». И соревнование необходимо. Я считаю, что у поэта всегда есть соперники, – это закон. Не было бы Шиллера без Гёте. Не было бы Пушкина без его блестящего литературного окружения того времени. Так было всегда.
Справочно:
В 1988 году в Москве два поэта – выпускники Литературного института им. М. Горького Вадим Степанцов (ныне лидер музыкальной группы «Бахыт-компот») и Виктор Пеленягрэ (ныне поэт-песенник) – учредили Орден куртуазных маньеристов – этакую поэтическую группу.
Кто же такой куртуазный маньерист? Это чувственный кривляка. Стихотворения, написанные в стиле куртуазного маньеризма, отличает сочетание изысканности с циничным юмором. Собственно, и поведение, и манера общения куртуазных маньеристов соответственные. Они отрицают реальность как предмет, определяющий структуру произведения. Им свойственны преувеличения, изобилие эпитетов, декоративность, орнаментальность, гиперболизация описаний и чувств, помещение современных событий в воображаемые романтические и сентименталистские пейзажи и интерьеры, смешение низкого и высокого.
С тех пор прошло много лет, но такими манерными куртуазами они остались и по сей день.
Беседовал Кирилл ГИЗЕТДИНОВ
Светлое будущее время людей напрямую зависит от справедливости. Низкий поклон Вам за деятельное участие в подобном направлении.