Палатки останутся. Как будет развиваться торговля в Калуге

О сложностях и перспективах работы предпринимателей мы поговорили с начальником управления экономики и имущественных отношений Владимиром Васиным.


Мы уже писали в одном из предыдущих номеров о том, что в городе проводится большая плановая работа по узакониванию работы нестационарных торговых объектов. Теперь у предпринимателей есть возможность без посредников заключать договоры напрямую с городом, а покупатели смогут приобретать продукцию в красивых, удобных павильонах.

– На данный момент надо чётко понимать, что есть собственник торгового павильона, а есть предприниматель, который в нём работает. Собственник – человек, который когда-то этот нестационарный торговый объект, палатку поставил. И теперь он её, по сути, сдаёт в аренду предпринимателям. Это рантье, который получает доход. Проблема в том, что рантье сдаёт в аренду незаконно установленный объект, – рассказывает Владимир Александрович. – А предприниматель работает по закону, оплачивает все счета и налоги. Только до бюджета города деньги за аренду не доходили. Они оседали в карманах рантье.

Городские власти избавляют город от незаконно установленных палаток. А собственникам торговых объектов и предпринимателям предлагают выйти из тени – участвовать в открытых торгах и заключить договоры напрямую с городом.

Может каждый

– Как собственник или предприниматель может узаконить свою работу в НТО?

– Любой желающий может участвовать в открытых торгах. Собственник может победить, поставить объект и продолжить сдавать его в аренду. Либо на торги может выйти предприниматель. И мы, естественно, двумя руками за то, чтобы город и предприниматель взаимодействовали напрямую не только с точки зрения получения арендной платы, но и с точки зрения коммуникации. Прошлый год и условия пандемии показали, как важна прямая и быстрая коммуникация: вопрос – ответ, проблема – решение. Предпринимателям и самим так проще, понятнее, удобнее. Они хотят полной легализации своей работы, чтобы к ним не было никаких вопросов со стороны регулирующих и контролирующих органов.

Для всех участников процесса наша работа принесёт только плюсы. И город от этого постепенно преобразится, станет ещё красивее и удобнее для жизни. Время идёт, и то, что не вызывало вопросов в 90-е, когда на каждом углу сидели, стояли продавцы, сегодня смотрится чудовищно. В диалоге с горожанами, с реальным бизнесом мы выбираем устраивающую всех форму и содержание.

– Упорно идут разговоры о сокращении числа торговых мест. Так ли это?

– Эта информация не соответствует действительности. Наоборот, число торговых мест растёт. Сейчас их уже 631. Это происходит за счёт того, что мы добавляем в схему размещения НТО места, которые необходимы горожанам. Если калужане считают, что им нужен в каком-то месте НТО и есть предприниматель или группа предпринимателей, которые хотят на этом месте поработать, они обращаются в городскую администрацию, и мы включаем место в схему размещения. Затем проводим торги. Победивший на них предприниматель начинает там работать.

– Бывает ли, что предпринимателей не заинтересовывают места, где чуть ли не десятилетиями стояли палатки?

– Таких мест примерно 20% от общего количества. Мы попробуем их ещё раз проторговать, может быть, кто-то не услышал, кто-то не знал. Если два-три раза место выставляется на торги, а спроса на него нет, значит, с точки зрения бизнеса оно нулевое. Такие места мы будем из схем размещения НТО исключать.
При этом мы видим, какие места реально востребованы. Там сразу происходит рост предложения от бизнеса по сравнению с нашими базовыми тарифами на размещение. И рост этот варьируется от 20 до 510%. Значит, они не просто эти деньги «отобьют», а деньги за эти места и раньше кому-то платили, вопрос только, кому. Деньги проходили мимо города, мимо городского бюджета. В данном случае на бюджет Калуги мы должны смотреть как на источник городских улучшений – в частности, с его помощью реализуется программа благоустройства. И торги по размещению НТО – один из источников наполнения бюджета. На данный момент мы уже провели торги на сумму, превышающую 25 миллионов рублей.

– Какова главная цель преобразований, помимо того что учитывается мнение калужан? Торговые объекты станут более удобными и красивыми?

– Главная цель – равные условия для всех. С 2015 года в городе сложилась странная ситуация: те предприниматели, которые приняли для себя решение работать по закону и платили налоги, были в проигрыше по сравнению с теми, кто ушёл в тень.

– Сколько уже демонтировано незаконных НТО?

– На конец прошлой недели было демонтировано 100 таких объектов. Осталось совсем немного, чтобы этот процесс завершить. Мы предпринимаем все усилия, чтобы к концу года у нас таких объектов не осталось.

Прошлое и современность

– Какие перспективы у предпринимателей, работающих в НТО?

– Мы видим интересную тенденцию, и она была вполне прогнозируемая: часть бизнеса из объектов НТО переходят в стационарные объекты на первых этажах зданий. Мы это приветствуем. Это и есть элемент цивилизованной торговли. Предприниматели сравнивают плату на первом этаже и аренду НТО. И видят, что цифры плюс-минус одинаковые. Если сравнивать Калугу с Москвой как с несомненным лидером по развитию торговли, то там НТО четко делятся по направлениям: пресса, мороженое, напитки-кофе и временные объекты под сезонную торговлю овощами-фруктами.

– Какие у властей планы по поддержке предпринимателей?

– 20 августа в районе сквера Ленина пройдёт первая ярмарка выходного дня. А с сентября ярмарки мы запустим в еженедельном режиме. Это возможность для горожан купить по приемлемым ценам продукцию надлежащего качества напрямую у производителей, а для предпринимателей – выйти на своих конечных покупателей.

Интересной перспективной формой представляется развозная торговля, когда машина – это торговая точка. Сейчас такие варианты рассматриваются. Автомобиль сможет приезжать в удалённые уголки Калуги, где экономически нецелесообразно не только организовывать стационарную торговую точку, но и выделять место под НТО.

А если говорить о будущем, то оно за дистанционными формами покупок – маркетплейсами, когда товары заказываются через интернет и доставляются покупателям на дом.

Калуга на 336% обеспечена торговыми объектами. Это гораздо выше, чем в среднем по стране. Это говорит о жёсткой конкуренции. Для потребителя это плюс и с точки зрения ценообразования, и с точки зрения выбора и качества продукции.

Вообще, торговля в Калуге очень живой, трансформирующийся, быстро адаптирующийся под инновации, реагирующий на все происходящие изменения вид деятельности. Мы убеждены, что торговля будет и дальше развиваться во благо горожан и нашего красивого, комфортного для жизни города.

Анна ПЕТРОВИЧЕВА. Фото Антона Забродского