На прошлой неделе многие калужане с удивлением смотрели на паровоз, который стоял у здания вокзала «Калуга-1». Оказалось, что он подарен городу Российскими железными дорогами.
Удалось узнать, что это красавец Л 3540, который верой и правдой служил нашей стране с момента постройки в 1954 году (скорость до 80 км/ч, вес порожнего 36 тонн, тендер с запасом топлива на 18 тонн) до самого выхода «на пенсию». Его выпускали Коломенский, Брянский, Ворошиловоградский заводы. За годы производства было построено 4199 паровозов этой серии, из них 2048 на Луганском заводе.
Сами железнодорожники такой паровоз называли «Лебедянка». Он был изготовлен на Ворошиловоградском тепловозостроительном заводе «ВЗОР». В настоящее время это предприятие носит название «Лугансктепловоз» и находится в городе Луганске на территории современной Украины.
Ранее был приписан к Красноярской железной дороге и находился в ТЧЭ-1 на станции Боготол. Этот советский магистральный грузовой паровоз с колёсной формулой типа 1-5-0 серии «Л» конструкции Льва Сергеевича Лебедянского. За его разработку инженеры Л. С. Лебедянский, Г. А. Жилин, В. К. Чистов, Д. В. Львов, В. Д. Уткин и В. Д. Дьяков были удостоены в 1947 году звания лауреатов Сталинской премии.
На станции Боготол позже он входил в число 19 однотипных законсервированных паровозов. Как говорится в песне, «стоял на запасном пути».
Этот паровоз как памятник наши железнодорожники хотят открыть 9 мая – в День 75-летия Победы. Пока ещё точно не решили, как он будет выглядеть: стоящим на постаменте у здания вокзала или как отдельный памятник на улице им. Ленина.
Валерий Продувнов