Париж без романтики

Калужские зрители увидели спектакль «Ночные дороги» в исполнении студентов Щукинского института.

Показ состоялся в рамках сотрудничества Городской Думы Калуги и Театрального института имени Бориса Щукина, которое продолжается уже второй год и предполагает совместную реализацию культурно-просветительских проектов.

Снова в Калуге

В прошлом году калужане посмотрели дипломный спектакль тогдашних выпускников-щукинцев «О мышах и людях» по повести Джона Стейнбека. И вот у нас в гостях новый выпускной курс с новым спектаклем.

– У вас блестящее творческое будущее! – сказал, обращаясь к артистам, Глава городского самоуправления Юрий Моисеев. – Очень скоро мы увидим вас на театральных подмостках, на кино- и телеэкранах. Спектакль «Ночные дороги», который выбран для показа в этом году, полон глубокого смысла. Жизнь меняется, меняются антураж и одежда, экономика и политика, но суть людей и их проблемы остаются теми же. И чувство Родины должно быть у человека всегда.

С творчеством Гайто Газданова широкая публика мало знакома, хотя он считается одним из самых талантливых писателей русской эмиграции первой волны, наравне с Иваном Буниным и Владимиром Набоковым. В годы Второй мировой войны Газданов был участником французского Сопротивления: он ясно видел безусловное зло, которое несет фашизм.

Вызов для режиссёра

– Театры обращаются к творчеству Гайто Газданова очень редко, – говорит автор инсценировки и режиссер спектакля «Ночные дороги» Ася Князева. –

Мастер курса профессор Михаил Петрович Семаков предложил мне присмотреться к Газданову и поработать над постановкой с его студентами.

Я начала читать и влюбилась в этот роман. Мне казалось, что поставить его на сцене невозможно, это был настоящий вызов для режиссера. Но увлеченность материалом, атмосфера, которую создает автор, темы, которые он поднимает, – за это стоило побороться.

Огромную работу пришлось проделать режиссеру и артистам, собирая в единое целое судьбы разных героев, их мысли, переживания. Кто из них всего лишь случайный пассажир, а кто проживет на сцене маленькую жизнь, оттеняя и дополняя других персонажей? Движение – остановка, смена персонажей и их историй – по такому принципу работала над спектаклем Ася Князева.

Наблюдатель

Зритель погружается в действие сразу же. Главный герой (артист Александр Калясников) прямо на сцене перевоплощается в парижского таксиста – с него снимают смокинг, жилет и бабочку, надевают шоферскую куртку, кепку и шарф. И вот в руках у него руль, звучат адреса, в карман летят монеты.

Главный символ Парижа – Эйфелева башня – присутствует на сцене в виде маленькой, с ладонь, статуэтки. Если ты не турист, а эмигрант, пытающийся выжить в огромном чужом городе, тебе не до его красот и чудес. Автор повествования, которому «в силу нелепой случайности» довелось сделаться шофером такси, видит совершенно иной мир – мир парижского дна, населенный алкоголиками, проститутками, сумасшедшими и доморощенными философами.  Для героя принципиально важно сохранить себя, оставаться наблюдателем, но ни в коем случае не стать частью этого мира: даже в баре он заказывает исключительно молоко.

В спектакле несколько сюжетных линий. История некогда блистательной дамы полусвета Ральди (Владислава Басова) и ее ученицы Алисы (Мария Карныщева), певички Сюзанны (Александра Маховикова) и эмигранта Федорченко (Дмитрий Окороков), одержимого манией преследования Васильева (Глеб Бор).

Один из самых ярких и трогательных эпизодов спектакля – знаменитый романс «Пара гнедых». Актеры исполняют его дуэтом, перемежая строки на русском и французском, – жестко, страстно, с нажимом. Кружатся в вальсе пары, а старая Ральди словно видит перед собой всю свою жизнь с ее блеском и нищетой, свою одинокую старость, близкую смерть. Она чувствует главное, чем отличается от других этот странный русский, – душевную щедрость и бескорыстие. Видят это и другие и идут к нему за поддержкой в тяжелые минуты.

Так и движется действие, сотканное из множества историй, к открытому финалу, когда вновь на сцене появляется Эйфелева башня – маленькая, на ладони героя, и огромная – видеопроекция на экране. В некотором смысле главный герой покорил Париж. Он нашел свое место в этом городе, он нужен этим

Екатерина ШЕВЕЛЁВА, фото пресс-службы Городской Думы