Пазик и комфорт: сравниваем поездку в калужских автобусах старого и нового образца

Сравниваем поездку в автобусах старого и нового образца

На прошлой неделе на страницах нашей газеты был опубликован материал «Реформа не ради проформы», в котором мы рассказали о том, что послужило толчком для изменения в городе системы работы общественного транспорта. 1 октября прошлого года на северное направление отправились новые комфортабельные автобусы УКТ «Калужский троллейбус». Но, как говорится, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Несколько дней в целях эксперимента автор этих строк ездил на самых популярных и длительных городских маршрутах, которые обслуживают частные компании на старых пазиках, а также прокатился и на новом транспорте.

Ностальгия – наше всё?

Пресловутые пазики, которые в последнее время одни воспринимали как визитную карточку Калуги, а другие их стыдились, и сегодня активно работают на маршрутах. В восемь утра, в час пик, в автобусе яблоку негде упасть. Кондуктор если и есть, то обычно сидит возле водителя, а чаще водитель сам взимает плату за проезд. Ни в одном из пазиков не предоставили возможность оплатить проезд банковской картой. Водители удивленно поднимали брови и напоминали, что здесь оплачивают только наличкой.

О движении. Если в час пик автобусы стараются ездить как можно быстрее и интервал у них небольшой (оно понятно, чтобы собрать как можно больше выручки), то в дневное время интервал на большинстве маршрутов увеличивается чуть ли не в три раза. Пазики вереницей стоят на конечных, не спешат подъезжать к пассажирам. Да и долговременное зависание на промежуточных остановках скорости передвижению не добавляет. Излюбленная точка у водителей – остановка у кинотеатра «Центральный» и возле ТЦ «XXI век». Подчас здесь собирается несколько автобусов одного маршрута, которые потом начинают «играть в догонялки», стараясь опередить конкурентов в сборе пассажиров. Отдельная песня – работа после 20:00, в это время доехать на частном общественном транспорте из точки А в точку Б практически нереально.

Ну и, конечно, оставляет желать лучшего санитарное состояние автобусов. Тесные, грязные, подчас очень старые, комфортной поездку в них точно не назовешь. Да и безопасной тоже, поскольку масочный режим здесь зачастую не соблюдают ни водители, ни пассажиры.

К новому с пристрастием

Когда транспортная реформа только стартовала, одной из жалоб пассажиров, которые утверждали, что раньше было лучше, была жалоба на серьезное увеличение времени поездки, особенно в 97-м маршруте, что приходится ехать больше часа. Чтобы не быть голословным, пришлось проехать от Канищева до швейной фабрики. На транспортных сайтах, в том числе и на Яндексе, заявлено, что время движения от конечной до конечной составляет приблизительно 35 минут. В целом так и оказалось. Автобус, в 8:10 стартовавший от Канищева, в 8:55 уже был на швейной фабрике, проще говоря, на «пятаке». Да, ехал 97-й не 35, а 45 минут, но с учетом движения в час пик 10 минут – это некритичное увеличение. Так что ни о каком часе в пути речи не идет.

Далее, памятуя, как некоторые пользователи соцсетей сетовали «на невозможность втиснуться в автобус», ожидалось, что автобус УКТ придется брать штурмом. Не пришлось. Все автобусы, причем как в час пик, так и в дневное время, ходят с интервалом 5–7 минут, максимум 10–15, и то если на дороге затор. Автобусы не переполнены, стоящие пассажиры чувствуют себя свободно, а не как сельдь в банке. Несмотря на то что водитель останавливается на каждой остановке, общее время поездки от этого не увеличивается. Ни на конечных, ни на промежуточных пунктах автобусы не стоят, часами собирая пассажиров, едут точно по графику.

Салоны автобусов современные, чистые, и, что удивительно, водитель объявляет остановки. В морозную погоду, когда стекла заледенели и разглядеть, где едешь, практически невозможно, это очень важно. Проезд можно оплатить транспортной, банковской картами и наличными. Кондуктор и водитель в масках, и о важности соблюдения масочного режима постоянно напоминается и пассажирам.
В подтверждение положительного эффекта транспортной реформы на северном направлении 27 января на заседании Городской Думы депутат Андрей Макаров от лица жителей микрорайона Северный выразил благодарность работникам МУП «УКТ» за эффективную работу.

– На маршруты выходит комфортабельный транспорт, соблюдается расписание, прекратились гонки маршруток, – подчеркнул депутат.


Резюмируя

Как известно, все познается в сравнении. Мы на собственном опыте убедились, что навязываемые некоторыми стереотипы, что раньше было лучше, не имеют под собой основания. Более того, важно, что на транспортном рынке Калуги наконец-то появилась конкуренция. Проехав в одних автобусах и в других, пассажир имеет возможность понять, где лучше. Хочется надеяться, что эта конкуренция повлечет за собой дальнейшее развитие транспортных изменений. Возможно, однажды частники тоже примут решение позаботиться о комфорте пассажиров, к примеру, закупив новые автобусы, а не будут думать только о прибыли, эксплуатируя старый транспорт без соблюдения графиков, санитарных норм и в нарушение правил дорожной безопасности.


Ренат ЛОГВИН