Педагогическая семья

История о том, как молодой учитель нашёл в школьном коллективе не только наставника, но и друзей

Евгений Коваленко четвертый год работает в средней школе № 13, преподает историю и обществознание. У него нет сомнений в том, что педагогика – это его призвание, его стихия.

Случайности не случайны

Евгений родом из Алексина, небольшого городка в Тульской области. К седьмому классу гимназии он твердо решил, что станет учителем.

– В гимназии, где я учился, работают прекрасные педагоги, – рассказывает Евгений Олегович. – Наверное, их пример отчасти и определил мой выбор. Кроме того, в моей семье не явно, но прослеживается династия: бабушка по папиной линии и две ее сестры работали учителями. В университет я поступал осознанно, хотел работать именно в школе. Разве мог я променять эту мечту на что-то другое?

В 2020 году Евгений окончил КГУ им. К. Э. Циолковского и решил остаться в Калуге – красивый уютный город на Оке его очаровал. Вакансий по специальности в тот момент не было, и он работал в профсоюзной организации университета. В середине сентября все изменил один телефонный звонок: однокурсник сообщил, что в 13-й школе, которую он в свое время окончил, требуется учитель истории.

– Собеседование было недолгим. Мы с директором, Оксаной Владимировной Миловановой, сразу поняли друг друга. Коллеги встретили мое появление в школе с воодушевлением, я попал в очень теплую, семейную атмосферу. Вскоре у меня появилось чувство, что я работаю здесь всю жизнь. Мне сразу же назначили наставника. Проводником в мир практической педагогики стала Анна Робертовна Ивашкина – опытный учитель, деликатный и мудрый человек. Наше общение она предложила построить так: решения я принимаю сам, но всегда могу рассчитывать на конструктивную обратную связь, совет и поддержку. Для меня это был лучший вариант.

«Учитель должен быть артист»

В течение первого учебного года Евгений Олегович работал как учитель-предметник в шестых и седьмых классах. Запомнить в лицо и по имени около двухсот учеников – задача непростая, но выполнимая. С детьми у молодого педагога сразу возникло взаимопонимание, они его, что называется, приняли.

Начались поиски собственного педагогического стиля, манеры преподавания. Евгений посещал уроки коллег, наблюдал, анализировал, что-то брал на вооружение. «Каждый учитель должен быть артист, художник, влюбленный в свое дело», – эту фразу А. П. Чехова цитируют очень часто. Евгений Олегович считает, что ему очень помог театральный кружок, в котором он с удовольствием занимался в гимназии.

Конечно, школьная жизнь не была совсем уж безоблачной. Случалось всякое, в том числе и сорванный урок.

– Самое сложное, – считает педагог, – общаться с детьми после этого инцидента. А как правильно? Сделать вид, что ничего не было, или, напротив, обсудить произошедшее, прийти к каким-то выводам? Советы Анны Робертовны помогли выйти из непростой ситуации с честью.

Через год Евгений стал классным руководителем пятиклашек – сейчас его подопечные уже учатся в седьмом классе. И тут перед педагогом встали новые и очень непростые задачи: создать и сплотить детский коллектив, наладить взаимоотношения с родителями.

– Второй год в школе был самым трудным. В какой-то момент закралась мысль: «Может быть, это не мое?» Но Анна Робертовна всегда была рядом, чтобы выслушать, поддержать, помочь советом. «Ты так долго к этому шел. Неужели бросишь на полпути, даже не осознав, что это такое?» – сказала она. И я перестал сомневаться в себе. Постепенно удалось найти общий язык с родителями, а мои дети не стесняются подойти после уроков, обсудить то, что их волнует.

Любовь = Уважение

Об учениках Евгений Олегович говорит очень тепло, называя их «мои дети» или даже «детки». Когда разница в возрасте между детьми и педагогом небольшая, важно избежать панибратства, держать определенную дистанцию, но при этом быть открытым, искренним, человечным.

– Я чувствую, что нахожусь на своем месте, люблю свою работу. На уроке я счастливый человек. У меня есть слушатели, которых я жаждал увидеть много лет, есть знания, которые я хочу до них донести, а главное, у меня есть самый важный компонент педагогики –

любовь к детям, или, лучше сказать, уважение к их возрасту, особенностям и привычкам, к их проблемам и стремлению к знаниям.

В 2022 году Евгений Коваленко стал лауреатом конкурса «Моя педагогическая профессия» в номинации «Я в педагогике нашел свое призвание».

– Мне казалось, что на втором году работы участвовать в таком конкурсе рано, – вспоминает он. – Я считал, что должен пройти некий путь, прежде чем на что-то претендовать. Но у директора школы сомнений не было: «Надо участвовать, все получится!» Свою задачу я видел в том, чтобы выступить достойно, не подвести коллектив. Анна Робертовна и другие коллеги активно предлагали помощь, но мне важно было действовать самому, понять, на каком этапе развития я как учитель в данный момент нахожусь. В зале, где участники конкурса выступали перед членами жюри, я с удивлением увидел мощную группу поддержки: директора, завуча, своего наставника и коллег. Так искренне, так эмоционально за меня никто еще не болел! Оксана Владимировна оказалась права – все получилось.

Учитель – человек будущего

Анна Ивашкина и Евгений Коваленко вместе работают над развитием школьного исторического музея: наполняют экспозицию, проводят музейные уроки и организуют экскурсии, ищут новые интересные формы работы. Искусственный интеллект сегодня на гребне волны, и педагоги придумали и создали виртуального персонажа по имени Клио, который «общается» с ребятами через интерактивную панель. Руководство школы активно поддержало проект.

Недавно школа стала победителем Всероссийского конкурса «Школьный музей – взгляд в будущее» в номинации «Классный час в школьном музее».

И все же главное достижение Евгений Олегович видит в том, что идеей загорелись дети.

– У нас появился актив. Ребята сами придумывают мероприятия, договариваются об экскурсиях, ведут социальные сети музея. Вместе с Анной Робертовной они создали отличный аудиогид, и тут поддержку оказали родители, организовав его запись в профессиональной студии. Вся эта работа прекрасно интегрируется в детские проекты, так что идея с музеем оказалась по-настоящему всеобъемлющей.

Со временем отношения молодого педагога и наставника переросли в дружбу, построенную на любви к профессии и общих интересах.

– Наставничество – не только профессиональная, но и личностная история. Мне очень повезло, потому что в школе у меня сложился круг друзей и единомышленников. В любой ситуации мы готовы прийти друг другу на помощь, и я очень дорожу этой дружбой. У своего наставника я учусь не только секретам педагогического мастерства, но и тому, как правильно выстроить баланс между работой и семьей, чтобы все стороны жизни находились в гармонии.

 

Екатерина Шевелева

Фото из личного архива Евгения Коваленко и из соцсетей Анны Ивашкиной