Переведи меня через полста

Переведи меня через полста

 

Такого Игоря Постнова – романтика и поэта – публика еще не видела

50-летний юбилей актер калужского драмтеатра встретил на сцене.

ОТ ЛАРИОСИКА ДО НЕСМЕЯНЫ

В начале века, поменяв астраханскую драму на калужскую, выпускник Саратовской консерватории сразу заявил о себе ярко как неординарный, острохарактерный актер.

В 2008 году состоялась премьера «Белой гвардии». И кто бы тогда мог подумать, что мы увидим еще десятки ярких, разных, абсолютно непохожих на застенчивого милого Лариосика персонажей в исполнении Игоря Постнова.

Стопроцентное перевоплощение – это про него. Вопреки тогдашней (сегодня, к счастью, уже уходящей) моде играть «смыслы», отстранять себя от глубоких переживаний, уходить от фундаментального русского «искусства перевоплощения», высеченного на века великим Константином Сергеевичем. Калужский театр для Постнова стал тем единственным театральным миром, где это искусство, помнящее и чтившее Станиславского, осталось жить. На радость настоящим актёрам и, конечно же, публике. Удивительное дело, но даже, в общем-то, в ходульно выстроенных, почти схематических героях знаменитого «Дома восходящего солнца» в постановке Александра Плетнева Постнов смог найти человечность взаимоотношений своего Игоря – функционера. Под стандартным «партийным» костюмом жил живой человек, и его «музыкальные паузы» советских песен были едины с образом, не выглядели певческими вставками.

Потом были великолепный Шипов, изумительный Санчо Пансо, Чичиков, Протасов, Кочкарёв, Менахем-Мендл… Десятки запоминающихся ролей. И даже Царевна-Несмеяна в прошлогодней новогодней сказке в его исполнении явилась той самой, подзабытой уже стрункой старых советских постановок из фильмов-сказок.

А как тонко играет Постнов роль Чернова – администратора филармонии, афериста и мерзавца в спектакле «Вечно живые» по пьесе Розова… Это надо видеть!

50 НА 50

В театре существует такое амплуа – характерный актер. Героев и геройчиков обычно пруд пруди, а вот найти по-настоящему характерного актера, который играет не лицом, не ужимками и прыжками, но внутренним естеством, непросто. Запоминающаяся внешность Постнова в каждой из сыгранных им ролей не оставляет ощущения повтора. Он везде разный и за редким исключением точный и правдивый. И еще он, как никто, умеет держать паузу.

На творческом вечере по случаю своего полувекового юбилея 10 декабря в малом зале при свидетельстве 50 зрителей, близких ему людей, Игорь Постнов снова всех удивил, сломав привычное представление о «датских постановках». Был откровенный разговор. Иногда веселый, иногда чуть грустный.

Воспоминания сменялись небольшими авторскими текстами. О жизни. Например, когда он вышел на сцену босиком, не найдя своей обуви в гримерке, или когда Александр Плетнев испытывал его, нарочно ругая за то, что Игорь купил ему в Германии «не ту газировку». И сквозь обычные истории видна была глубина мировоззрения актера. Приоткрывался его внутренний мир.

Помнится, как-то спросил его после премьеры гениальной пьесы Горина «Поминальная молитва»: «Игорь, ты православный, русский. Но настолько убедительно играешь еврея! Вживался в роль?» «Я принимал те обстоятельства, которые необходимы для вхождения в образ, – просто ответил Постнов. – Но как-то поймал себя: сижу в компании, разговариваю, а жесты-то не мои –

Менахема! И разговариваю как он… Стоп, говорю, Игорь! Сам над собой посмеялся даже». Потом чуть задумался, слегка улыбнулся: «И работа еще не закончена. Она продолжается. Что-то буду еще придумывать, осознавать,  переосмысливать…»

РОМАНТИЧЕСКИЙ ЦИНИК

Те, кто знаком с Игорем за пределами сцены, наверняка подтвердят, что характер у Постнова не сахар. Некоторые в театре за глаза называют его закоренелым циником. Легенды ходят о том, как он ругается на репетициях, как капризничает, когда чем-то недоволен. Возможно, так оно и есть. По признанию самого актера, ему нравится работать с режиссерами, которые дают свободу действий. Он великий мастер перевоплощения.

Когда Игорь стал читать свои стихи, из циника вдруг превратился в тонкого романтика. Смею предположить, что именно эта постоянная внутренняя борьба циника и романтика и позволяет Постнову быть тем, кем мы его видим – настоящим большим актером. Актером, умеющим даже из досадной заминки выйти под улыбки зрителей. На творческом вечере Игорь постоянно путал заготовленные листы с текстами и очень переживал, что не находит их вовремя. Паузы затягивались до минуты. Однако как он выходил из этого положения – легко, с юмором и обезоруживающей улыбкой, достойной аплодисментов! А волнение есть волнение – не каждый день тебе мироздание отсчитывает полсотни лет.

Нет, конечно, сцены из разных спектаклей зрителю показали. Однако не они вели действо к финалу, а тот самый «рассказ о жизни». И когда спала белая простыня с длинной вешалки на колесиках с костюмами героев, сыгранных Игорем в калужском драмтеатре, он бережно прокатил этот груз, наверняка бесценный для него, и оставил на площадке. И улыбнулся. «Дорогие мои, мне лишь полста, дальше будет интереснее», – казалось, говорила его обаятельная, чертовски подкупающая улыбка. Улыбка чеширского кота. Мы ждем, Игорь, ждем тебя, настоящего романтика сцены.

Владимир АЛЕКСАНДРОВ

Фото из архива Игоря Постнова