Солист «Калужской тальянки» Кирилл Шелякин – о любимой музыке, жизненных и творческих планах
Концертный график народного самодеятельного коллектива очень плотный, особенно летом. Ансамбль с неизменным успехом выступает на городских мероприятиях, выезжает на фестивали и праздничные гуляния в районы области, участвует в конкурсах. В августе в Доме мастеров состоялся первый сольный концерт Кирилла.
Дар по наследству
Кирилл родом из поселка Ферзиково. Считает, что любовь к народной музыке передалась ему по наследству: три прадеда были гармонистами, прабабушка – частушечницей. В семейном архиве есть фото: маленький правнук сидит на коленях у прадеда и пытается что-то наиграть на гармони, которую тот держит в руках.
В семь лет Кирилл поступил в Ферзиковскую детскую школу искусств по классу баяна, а на гармони учился играть самостоятельно. Сейчас он владеет баяном, хроматической и саратовской гармонью, жалейкой, немного играет на балалайке и стремится развиваться дальше.
– Две дедушкины гармони у меня сохранились, им больше 70 лет, – рассказывает Кирилл. – Одну из них в 1948 году сделал известный мастер Алексей Егорович Широков, за это ему построили баню. У меня было чувство, что стоит взять гармонь в руки – и я сразу заиграю. Примерно так и получилось, хотя техника игры на баяне и гармони отличается. Первая песня, которую я исполнил на гармошке, – «Когда мы были на войне».
Кирилл пел в ансамбле народной песни «Здравушка» при Ферзиковской ДШИ и в хоре мальчиков местного Дома культуры, а потом стал выступать сольно, успешно представляя школу на конкурсах и фестивалях. Кирилл Шелякин – внук народного умельца Анатолия Шелякина, который прославился на всю страну тем, что сконструировал и своими руками собрал трактор.
Первая встреча
В репетиционной комнате «Калужской тальянки» полдюжины гармоней. У каждой своя тональность, и все при деле: на одной исполняют свадебные песни, на другой – авторские, для аккомпанемента разным солистам тоже нужны разные гармошки. Баян – более универсальный инструмент, но коллектив придерживается традиций и отдает предпочтение гармони.
В 1987 году Владимир Никанорович Раков основал «Калужскую тальянку» как ансамбль гармонистов – тогда этот инструмент был очень популярен. В составе коллектива было до 15 музыкантов, потом появились частушечницы. Постепенно ансамбль менял направленность в сторону народной песни.
– В детстве я однажды встретился с Владимиром Никаноровичем за кулисами нашего Дома культуры, когда «Калужская тальянка» приезжала в Ферзиково с концертом. Мне было лет 7–8, я внимательно рассматривал его гармонь, стоявшую на столе. Потом появился он сам: «Дай-ка сюда гармошку!» – потрепал меня по голове и пошел на сцену. К сожалению, больше мы не встречались, я пришел в коллектив, когда его уже не было в живых. Потом узнал, что мы были земляками: Владимир Никанорович родился в селе Богородское Ферзиковского района.
В русле традиции
В репертуаре ансамбля – русские народные песни разных регионов России, песни и романсы Геннадия Заволокина, Владимира Девятова и других авторов. Владимир Раков записал много песен в селе Гремячево Перемышльского района, где был руководителем сельского хора. Их и сейчас поет «Калужская тальянка».
– Мои друзья и коллеги очень удивляются, когда узнают, что я не только играю, но и слушаю только народную музыку, – говорит Кирилл Шелякин. – Мои любимые исполнители – Надежда Кадышева, Кубанский казачий хор, Хор Пятницкого.
В их репертуаре есть и авторские произведения, которые написаны и исполняются в народной манере. Иногда слушаю аутентичную народную музыку или фолк-рок. Народная песня – это целый мир, и чем больше в него погружаешься, тем больше для себя можешь открыть.
Кирилл рассказывает, что интерес к вокальному народному творчеству в нем пробудил Кубанский казачий хор – услышанная в детстве песня «Ах, судьба моя, судьба» до сих пор одна из любимых. Много лет спустя он познакомился с солистом хора Олегом Бондаренко – однокурсником его наставницы Ольги Николаевны Ващилиной. Вот как тесен мир.
Ансамбль – одна семья
В 2020 году Кирилл Шелякин поступил на отделение вокала колледжа культуры и искусств. Его педагогами стали Татьяна Мосина и Ольга Ващилина. На втором курсе молодой музыкант участвовал в региональном этапе Дельфийских игр, где на него обратила внимание руководитель «Калужской тальянки» Елена Балакирева и пригласила в коллектив.
– Мне было 16 лет, мое исполнительское мастерство требовало огранки, но в тот момент в ансамбле не было гармониста, вокалистам приходилось петь под «минус», – рассказывает Кирилл. – Тогда же в коллектив пришел опытный баянист и гармонист Виктор Иванович Будаков, который многому меня научил. Благодаря частым концертным выступлениям со временем вырос и мой профессиональный уровень.
В прошлом году я начал играть в коллективе сольно. Иногда получаются и собственные обработки народных песен. В ансамбле молодого гармониста приняли тепло и душевно. «Калужская тальянка» стала для него второй семьей, к которой он прикипел душой. Расставаться с коллективом было нелегко, но жизнь идет вперед. Кирилл поступил в Орловский институт культуры на кафедру народного пения.
По окончании института нашего талантливого земляка ждет работа по целевому направлению в Орловской филармонии, и соседям-орловчанам можно только позавидовать. О более далеком будущем загадывать трудно, вариантов много: артист ансамбля, солист, концертмейстер, руководитель коллектива – все эти профессии востребованы и в столице, и в регионах.
– Надеюсь, что с «Калужской тальянкой» мы еще встретимся, и не раз, – говорит Кирилл Шелякин.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото из архива Кирилла Шелякина