Именно так, согласно правилам дорожного движения, можно охарактеризовать тех, кто передвигается на самокатах.
По закону электросамокат, движущийся со скоростью 25, а то и 30-40 километров в час, и пешеход, идущий со скоростью пять километров в час, равны. Но на деле их столкновение во время движения будет абсолютно неравнозначным встрече двух пешеходов.
Тротуары для всех
Еще в прошлом году, когда в столице стал активно развиваться самокатный каршеринг, жители регионов прямо-таки завидовали москвичам. Дескать, и удобно, и недорого, и популярно. В этом году самокатный бум докатился до регионов. Весной прокат самокатов появился и в Калуге. Первое время по этому поводу были только восторги: наконец-то и до нас цивилизация добралась. А дальше, как говорится, началось.
Наша редакция располагается в центре областной столицы. Плотность пешеходов на тротуарах, особенно в час пик, почти равна плотности автомобильного потока на дорогах, пробок, конечно, нет, но народу много. И вот весной к пешеходам добавились самокатчики, которые и в дождь, и в сухую погоду на приличной скорости лавируют по тротуарам. И не всем это хорошо удается. Мы не раз были свидетелями перепалки, когда успевший увернуться от самокатчика пешеход кричал: «Куда несешься?!», а в ответ слышал: «Тротуары для всех!»
До травмы недалеко
К счастью, тяжелых травматических случаев в Калуге пока не было. А вот обе столицы – Москва и Санкт-Петербург – не раз попадали в хронику «Дорожного патруля», когда поездка на электросамокате для пассажира заканчивалась печально. Самый известный случай: солист балета Мариинского театра Давид Залеев, на большой скорости упав с самоката, получил тяжелую травму головы и две недели провел в коме. О травмах, полученных во время такой прогулки, новости появляются почти ежедневно. Зачастую жертвой становится не только «водитель», но и идущий рядом пешеход. К примеру, в Москве было несколько случаев, когда «водители» электротранспортного средства насмерть сбивали стариков.
Одна из основных причин подобных ДТП – скорость, которую современные самокаты способны развивать чуть ли не до автомобильной. При этом самокат движется бесшумно, сигналами не оборудован. А поскольку он не имеет даже велосипедного статуса, не говоря уже о мопедном, то передвигаться на нем можно только по тротуару.
В этом основная угроза для пешеходов, особенно тех, кто в силу возраста может не успеть отойти в сторону. Для тех, кто едет на самокате, скорость тоже главный враг. А для пользователей арендованных самокатов она опасна вдвойне, потому что колеса у них блокируются на любой скорости при окончании срока оплаты. Это, кстати, тоже часто становится причиной аварий и травм. Ну и еще один момент: в отличие от мотоциклов и даже велосипедов для катающихся на самокате нет требований по защитным средствам, поскольку до недавних пор он считался легким прогулочным средством.
В ногу со временем
В результате на местных уровнях, в частности в Москве и Санкт-Петербурге, готовится решение об ограничении скорости движения самокатов. Подобная инициатива будет предложена на рассмотрение в Госдуму.
Прокомментировать данную инициативу мы попросили депутата Государственной Думы РФ Геннадия Скляра:
– То, что появляются новые средства передвижения, на мой взгляд, хорошая практика. Но важно вовремя регулировать их в общем потоке. Внутри городов необходимо разработать правила перемещения, ограничить скорость, а также создать отдельные зоны для передвижения на самокатах. Данный вид транспорта и отдыха будет нарастать, и нам надо правильно отрегулировать его работу, – считает парламентарий.
А вот Ольга Коробова, уполномоченный по правам ребенка Калужской области, отметила, что сегодня необходимо не только о скорости вопрос решать на законодательном уровне, но и о мерах безопасности «водителя».
– Ко всему необходимо подходить разумно. Сегодня многие передвигаются и на обычных, и на электросамокатах, и на велосипедах, пренебрегая средствами защиты. Редко увидишь велосипедиста в шлеме, наколенниках и налокотниках, а уж самокатчика тем более. А ведь электросамокаты развивают очень высокую скорость, хотя по закону они приравниваются к пешеходам. Это, конечно, очень удобное и мобильное средство передвижения, особенно для молодежи. Я считаю, что выходом может стать ограничение скорости самих самокатов. То есть на рынок не сможет поступить транспортное средство, способное развивать скорость выше максимально разрешенной. Ну и, конечно, пора придавать самокатам статус, отличный от пешехода. Важно также обязать, особенно пользователей электросамокатов, носить средства защиты, потому что скорость у них даже при ограничении будет в разы больше любого механического средства. А самое главное – нужно воспитывать культуру общения между самокатчиками и другими участниками дорожного движения, – подчеркнула детский омбудсмен.
От автора
— Соглашусь и с Геннадием Скляром, и с Ольгой Коробовой. Мода на самокаты, особенно на электро, пришла к нам надолго. Они мобильны, оперативны, легки и благодаря этому пользуются спросом как среди молодежи, так и среди людей постарше. Поэтому сегодня необходимо законодательно регулировать участие самокатов в дорожном движении, как на тротуарах, так и на проезжей части. Поскольку человек, летящий на скорости даже 25 километров в час, является объектом повышенной опасности как для себя, так и для пешеходов. Безусловно, необходимо воспитывать культуру поведения новых участников дорожного движения. Раньше ведь и автомобилисты считали себя на дороге в приоритете, а теперь без напоминания уступают дорогу пешеходам.
Ольга Смыкова
Фото Антона Забродского