По-серому

По-серому

Поднять вопрос – не значит его решить. В одном из номеров нашей газеты мы рассказывали о недостаточно регулируемом бизнесе – такси. Мы снова возвращаемся к этой теме, чтобы привлечь внимание к проблемам, которых в этой сфере немало.

Получить лицензию на частный извоз можно, зарегистрировавшись в качестве индивидуального предпринимателя или став наемным работником в таксопарке. С 1 января прошлого года появилась еще
одна возможность – зарегистрироваться в качестве самозанятого.

Лицензия выдается на пять лет. И не на водителя, а на автомобиль. Оформить документ достаточно просто, но таксисты идут на это без энтузиазма, так как с появлением лицензии появляется и обязанность платить налоги. К тому же статус такси повышает стоимость страховки машины почти в два раза.

Таксовать и не платить налоги можно разными способами. Можно воспользоваться услугами так называемых «подключалок» – фирм-посредников между водителями и агрегаторами. По запросу «работа в такси без лицензии» интернет выдает сотни ссылок на такие сайты.

Многие регистрируются в качестве индивидуального предпринимателя, получают разрешение, регистрируются
в агрегаторе, а потом аннулируют документы. Не менее популярный способ обмана – покупка уже зарегистрированных аккаунтов.

Занимаясь извозом без лицензии, таксист, конечно, рискует нарваться на штраф. Кроме того, его машину заберут на штрафстоянку.

И это иногда случается. Несколько дней назад во время проверки, которую управление административнотехнического контроля проводило на улице Ленина в Калуге, лишился своего Hyundai таксист, который работал не только без лицензии, но и без водительских прав российского образца.
При проверке документов он смог предъявить только водительское удостоверение, выданное в той стране, откуда он прибыл в Россию. Но таксистов-нелегалов это не останавливает: шансы нарваться на проверяющих
не слишком велики. В этом году, например, к административной ответственности в Калужской области был привлечен 31 человек.

По официальным данным, количество аварий с участием легковых такси в нашем регионе по сравнению с
общим количеством ДТП невелико. Но эта статистика не отражает общей картины, так как в нее попадают только те автомобили, на которые выданы лицензии, позволяющие оказывать услуги такси.

По данным областного управления административнотехнического контроля, в Калужской области действуют
3503 такие лицензии. При этом таксистами только на постоянной основе работают около 10 тысяч человек, еще 6 тысяч – на временной. То есть количество нелегальных участников рынка почти в четыре раза превышает количество тех, кто работает легально. И их деятельность никто не контролирует.

– С одной стороны, нелегальные перевозчики лишают бюджет области дополнительных денежных поступлений, показывают легальным перевозчикам примеры возможного оказания услуг без расходов на ведение легального бизнеса, которые связаны с организацией и проведением предрейсовых и послерейсовых медицинских и технических осмотров, а также без выполнения других обязательных требований. Но самое главное, незаконная таксомоторная деятельность не обеспечивает безопасности перевозок пассажиров, – говорит начальник управления административно-технического контроля Калужской области Станислав Орехов.

Как полагает Станислав Орехов, проблема заключается в несовершенстве действующего федерального закона «О такси». Он не регулирует ни взаимоотношения между агрегаторами, ни взаимоотношения между агрегаторами и таксистами.

На последнем заседании областной комиссии по безопасности дорожного движения прозвучало и другое предложение – выйти в Госдуму РФ с законодательной инициативой о внесении поправок в статью 28.3 КоАП РФ, расширив перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы за работу без лицензии.