По воле ветра

Светлана Рейн – о полетах на воздушном шаре, соревнованиях и приключениях

Год назад в нашем регионе было создано отделение Федерации воздухоплавательного спорта России. Недавно Светлана, первая и пока единственная женщина из пяти калужских пилотов, стала его председателем.

Кто мечтает быть пилотом

– Светлана, с чего все началось, как вы пришли в аэроклуб?

– В 2017 году я познакомилась с известным калужским воздухоплавателем Артемом Бондаренко через нашего общего друга. В 2019-м он пригласил меня в полет на воздушном шаре. Это приключение настолько вдохновило меня, что я осталась в клубе «КалугаАэро» помощником в команде подбора. Уже через полгода пошла учиться на пилота, и в 2020-м получила свидетельство.

– Почему вы решили стать пилотом воздушного шара?

– Я люблю небо и приключения. Артем долгое время был единственным пилотом нашего  аэроклуба, и в связи с большим количеством заказов у него была значительная нагрузка, не хватало времени на сон и отдых. «Найди себе второго пилота!» – однажды сказала я. «Я его уже нашел, им будешь ты!» – ответил Артем. Я долго сомневалась, но необходимость во втором пилоте действительно назрела. Прошла летную медкомиссию, где меня признали годной по состоянию здоровья. Училась в Дмитрове: три недели теории осенью, две недели практических занятий летом, во время которых я налетала с инструктором свои первые 19 летных часов, совершила экзаменационный полет. Сдала непростой теоретический экзамен в Росавиации и получила «права пилота».

Первое время я летала с ребятами из команды подбора, потом мне доверили первых пассажиров – для этого нужно не менее 50 часов налета. Было волнительно, но я справилась.

«Боитесь ли вы высоты?»

– Как реагируют пассажиры на пилота-девушку?

– Пассажиры, как правило, настроены дружелюбно, но иногда предрассудки по поводу женщин-водителей распространяются и на женщин-пилотов. «Мы не полетим с девушкой!» – несколько раз такое говорили. Но потом были очень довольны, что полетели именно со мной – я летаю аккуратно, гости чувствуют себя спокойно и надежно. Сила для управления шаром не нужна, достаточно быть в хорошей физической форме и иметь навыки.

Меня часто спрашивают, боюсь ли я высоты. Если бы боялась, не стала бы пилотом. Когда эти вопросы надоедают, шучу, что очень боюсь.

– Воздухоплавание – дорогое хобби, к тому же вы все время в разъездах. Как вам удается совмещать спорт, работу и семью?

– Я индивидуальный предприниматель, к офису не привязана. Все, что мне нужно, – ноутбук и интернет, поэтому совмещать полеты и работу получается без проблем. Сын уже взрослый, служит в армии. Родные поддерживают мое увлечение, я подарила им полеты, когда ещё была в команде подбора.

Дерево притягивает

– Как управляется воздушный шар? Есть ли в корзине мешки с песком для балласта, как в книге о Незнайке?

– Мешков с песком у нас, конечно, нет – они используются только в газовом воздухоплавании, когда шар наполняют гелием.

Мы же летаем за счёт разницы температур:  нагреваем горелкой воздух в оболочке – шар поднимается, открываем клапан – он снижается за счет остывания. Газ для горелки в баллонах – пропан-бутановая смесь, заправляемся на газовых АЗС.

Меняя высоту, находим воздушный поток, который понесет шар в нужном нам направлении. Для определения направления ветра на высоте запускаем шарики-зонды с земли на месте старта. Есть метеопрогнозы, но они очень изменчивы. Направление ветра на одной высоте часто меняется у воды, над оврагами и лощинами. Очень сложно летать в горах, там ветер практически непредсказуем. Высокие одинокие ели над лесным массивом иногда странным образом притягивают шар к себе, и приходится незапланированно подниматься, чтобы пролететь над ними.

– В чем заключается мастерство пилота?

– Прежде всего в скорости реакции – способности думать на шаг вперед и спрогнозировать полет: куда полетишь, где будешь приземляться, куда позвать машину с командой подбора. У нас есть, конечно, мобильное приложение для отслеживания перемещения воздушного шара и машины, но постоянно возникают проблемы с интернетом, поэтому часто связываемся по рации и телефонам.  Думаю, пора переходить на бумажные карты, чтобы проще было ориентироваться на местности.

Три тысячи метров над землей

– Какие самые запоминающиеся моменты полетов?

– Каждый полет индивидуален и неповторим.  Я очень люблю летать, когда цветет липа и в воздухе разлит ее удивительный аромат. Мне нравится приводняться и некоторое время скользить по водной глади, как будто под парусом.

Самый экстремальный полет был при ветре 76 км/ч. По прогнозу такого ветра не было, а взлетели – и он «разошелся». Незабываемые ощущения!

Запомнились и мои первые соревнования в Клину в 2022 году. Вдвоем с такой же хрупкой девушкой-штурманом летели на огромном шаре,

а чем больше шар и меньше его загрузка, тем сложнее им управлять. Один полет продолжался 3,5 часа, сесть было абсолютно некуда – внизу только леса и провода. Думали, так и обратно до Калуги долетим (смеется). Тем не менее заняли пятое место – это достойный результат.

– Какие у вас были максимальная высота и дальность полета?

– Однажды я поднималась на 3150 метров, когда сбрасывала парашютистов. В прошлом году мы с Артемом Бондаренко участвовали в «Кубке Вызова» и провели в воздухе беспосадочно 10 часов, пролетев 456 км от Нижнего Новгорода до Казани.

Сейчас у меня уже порядка 120 часов общего налета в качестве пилота.

По всей России

– В каких соревнованиях и фестивалях будут участвовать калужские пилоты в этом году?

– В планах Переславль-Залесский, Рязань, Кострома, Клин, Великий Новгород, Нижний Новгород, Тула, Суздаль и столица российского воздухоплавания – Великие Луки.

– Какие у вас ближайшие задачи на посту главы Калужской федерации воздухоплавания?

– Недавно мы получили разрешение от министерства спорта региона на проведение первых областных соревнований по воздухоплаванию, они пройдут с 27 по 29 мая.

В Калуге небо закрыто, поэтому состязаться наши спортсмены будут в Тульской области. Главная задача – получить спортивные разряды калужским пилотам, чтобы представлять наш регион на крупных всероссийских соревнованиях.

Конечно, для  участия в них нам не помешала бы спонсорская поддержка, так как затраты на таких мероприятиях немалые. Приглашаем в команду клуба «Калуга Аэро» волонтеров-помощников. Особенно нужны крепкие парни с водительскими правами, но дело найдется всем.

Мы стремимся к тому, чтобы наша федерация была полностью самодостаточной, чтобы у нас появились свои техники, тренеры и инструкторы, которые готовили бы спортсменов-воздухоплавателей.

Помимо соревнований я мечтаю организовать в Калуге первый фестиваль воздухоплавания – это невероятно красивое, зрелищное мероприятие способно привлечь в город тысячи туристов. Многие люди хотят полетать на воздушных шарах или просто полюбоваться ими, сфотографироваться на их фоне, поэтому сертификаты на полеты и места в гостиницах обычно раскупают за год до знаменательного события.

Надеюсь, время для этого когда-нибудь придет. Мы будем ждать.

Екатерина ШЕВЕЛЕВА

Фото Максима Звонарев и Анастасии Гончарук