В июне «Калуга» вернулась на главную базу в городе Полярном после успешного выполнения задач двухмесячного похода. На берегу моряков встречали представители командования Кольской флотилии разнородных сил и их семьи. Шесть подводников, отличившихся в ходе похода, получили награды. Начальник штаба Северного флота высоко оценил работу экипажа.
Имя «Калуга» корабль с бортовым номером 409 получил в мае 2003 года в связи с подписанием соглашения о шефской помощи над ней областного центра.
– Виталий Владимирович, расскажите о себе. Откуда родом, почему выбрали профессию военного?
– Родился я в селе Майкопском Краснодарского края. Отец – офицер, мама – учитель. Брат окончил военное училище, но в конце концов выбрал гражданскую специальность. А я пошел по стопам отца. Когда мне исполнилось 14 лет, узнал, что мой друг собирается поступать в Нахимовское военно-морское училище в Санкт-Петербурге. Я тоже загорелся этой идеей, решил поехать вместе с ним. Успешно сдал вступительные экзамены и не заметил, как пролетели эти трудные, но очень счастливые годы отрочества. Потом поступил в Санкт-Петербургский военно-морской институт (бывшее Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе). По специальности минер. Диплом получил в 2004 году и был распределён на подводную лодку «Липецк». Тогда это стало для меня неожиданностью, поскольку я готовился в надводники. Однако сейчас, оглядываясь назад, счастлив, что мой офицерский путь сложился именно так.
С женой познакомился на службе, Галия тоже была военнослужащей. Она моя надежная спутница! Воспитали двоих детей, уже есть внук.
– Когда приняли «Калугу»?
– В 2017 году был назначен командиром подводной лодки «Калуга». До меня, в 2015-м, лодка участвовала в военно-морском параде на День ВМФ в Североморске. В начале сентября 2017 года подлодку задействовали в учениях подразделений поисково-спасательного обеспечения Северного флота. В начале сентября 2019-го в рамках учений участвовали в подводной дуэли с ДЭПЛ «Владикавказ».
НАША СПРАВКА:
Дизель-электрическая подводная лодка «Калуга» оберегает рубежи нашей страны в составе прославленной 161-й бригады ордена Ушакова 1-й степени подводных лодок, достойно выполняет стоящие перед ней задачи. Подготовку ее команды неоднократно признавали лучшей на Северном флоте, а дружба калужан с экипажем с каждым годом становится крепче.
– В чем преимущество ДЭПЛ перед атомной подлодкой? Почему их до сих пор используют?
– У дизель-электрических субмарин действительно немало преимуществ. Эти подводные лодки спроектированы еще в советское время, в период Варшавского договора. Спроектированы очень хорошо, грамотно. Инженеры нашли баланс между всеми ее параметрами: и боевые характеристики, и обитаемость личного состава. Она может выключить все свои системы и лечь на грунт, став абсолютно бесшумной. Они более компактны, могут действовать на мелководье, близко подходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарватерах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.
Кроме того, «дизелюхи» намного меньше шумят. Дизель-электрические подводные лодки проекта 877 шифр «Палтус» – малошумные российские субмарины благодаря специальным гидроакустическим покрытиям корпуса и обтекаемой форме.
Получив после модернизации современное вооружение, позволяющее эффективно бороться с надводными и подводными целями, этот дизельэлектроподводный корабль продолжает демонстрировать потрясающие боевые характеристики. Главное преимущество – скрытность. Именно поэтому лодки проекта «Палтус» называют «невидимками». На Западе за высокую скрытность этот класс подводных лодок называют «Черная дыра».
– «Калугу» неоднократно признавали лучшей на всем Северном флоте по части боевой подготовки. В 2021-м подлодка получила приз главкома ВМФ за торпедную атаку отряда боевых кораблей противника. Расскажите, как готовились, как это происходило?
– Личный состав стремился к этой победе несколько лет. Мы неоднократно вступали в борьбу за кубок, но соперники оказывались сильнее. Однако мы продолжали совершенствоваться, усиленно тренировались. В первую очередь оттачивали теорию: ежедневно, находясь на базе, корабельный боевой расчёт на центральном посту под руководством командира на картах и планшетах рассчитывал параметры для выхода в торпедную атаку. Моряки разыгрывали ситуацию, при которой корабли противника маневрируют по определённой схеме. Нам известны только пеленги на цель. Задача боевого расчёта – «вскрыть» ордер кораблей противника и, заняв позицию для стрельбы, произвести торпедную атаку. Основная задача – поразить главную цель – флагманский корабль отряда. После атаки лодка должна быстро уйти.
Переходящий кубок в Главном штабе Военно-морского флота в Санкт-Петербурге вручал главком ВМФ адмирал Николай Евменов.
Это заслуга всего экипажа. Большая ответственность в ходе состязаний легла прежде всего на плечи штурманской и радиотехнической боевых частей и на группу командования, непосредственно осуществлявшую общее руководство.
Надо отметить, что для личного состава это не единственное достижение. В 2017-м экипаж «Калуги» получил статус «Ударный» и ежегодно его подтверждает.
НАША СПРАВКА:
ДЭПЛ «Калуга» проекта 877, шифр «Палтус» (классификация НАТО «Kilo»), является четвертой в серии из семи подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) для ВМФ СССР. Была заложена 5 марта 1987 года под именем «Б-800» с заводским номером 606. Спущена на воду 7 мая 1989 года. Принята в состав ВМФ 30 сентября 1989 года. Первоначально подлодка входила в боевой состав Черноморского флота, в 1991 году перебазирована на Северный флот.
– Калужане в экипаже есть?
– Матрос Дмитрий Никулкин родом из Калуги, проходит службу в должности торпедиста минно-торпедной боевой части. Зарекомендовал себя очень обучаемым и просто замечательным парнем!
– А сколько всего человек служит на лодке?
– 57 человек разного возраста – от 22 до 45 лет. Экипаж многонациональный и очень дружный. Есть и чуваши, и казахи, и из Дагестана.
Офицеры боевой части приходят лейтенантами, с годами набираются опыта. Юные парни на глазах превращаются в мужчин. Главная опора и мои верные помощники – офицеры, возглавляющие боевые части корабля, с уверенностью их можно назвать гордостью подплава.
– Чем занимается экипаж, пока лодка находится на базе?
– Вообще, тренировки и учения происходят как на базе, так и в море, при помощи боевых информационных систем. В учебном режиме командир боевого расчёта задаёт соответствующую программу, которая моделирует ситуацию. Рассчитываются курс и скорость движения противника, полученные параметры подводники вводят в торпеды. Многое здесь зависит от сноровки и умения именно подчинённых. Все эти данные обобщает старший помощник командира корабля, после чего выполняются условные стрельбы.
– Где офицеры повышают квалификацию?
– Подводники периодически проходят обязательный курс обучения и слаживания экипажей в учебном центре ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Обнинске. Кстати, обнинский учебный центр подготовки подводников ВМФ возглавляет бывший командир «Калуги» капитан 1-го ранга Сергей Пироженко.
Сегодня боевая подготовка на корабле идёт своим чередом. Экипаж сдал все курсовые задачи и находится в готовности использовать потенциал корабля по первому приказанию.
– Конечно, подводникам не обойтись без практических навыков…
– До автоматизма отработав «на суше» методы расчёта параметров при торпедной атаке, экипаж выходит в море. И здесь бразды правления берёт в свои руки корабельный боевой расчёт. Ответственные за торпедные стрельбы – моряки минно-торпедной боевой части. Все они служат в подразделении более десяти лет, прекрасно справляются со своими служебными обязанностями, досконально знают вверенное оружие. Рассчитывают позицию атаки, вводят параметры точно по времени либо выполняют стрельбу по залповому пеленгу.
– Расскажите про оснащение «Калуги».
– Субмарины проекта 877 «Палтус» несут на вооружении торпедные аппараты калибра 533 мм, также могут использовать ракетный комплекс «Калибр». Дизель-электрические подводные лодки имеют большой потенциал и способны выполнять специальные задачи как в ближней, так и в дальней морской зоне.
НАША СПРАВКА:
Длина «Калуги» более 70 метров. Надводная скорость – 10 узлов. Скорость под водой – 17 узлов (примерно 32 км/ч). Рабочая глубина погружения – 240 метров. Предельная глубина погружения – 350 метров. Штатное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас – 18 торпед или 24 мины. Возможен пуск ракет ракетного комплекса Club-S и переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».
– Подлодка оснащена самонаводящимися торпедами. А как на деле все происходит?
– Залог успешной стрельбы формируется в несколько этапов: верно определённые параметры движения цели, выработанные на этом основании данные стрельбы, безошибочное введение параметров стрельбы в торпеду и своевременный залп. И только если сделать правильный расчёт – торпеда достигнет цели, в противном случае отклонится от курса и корабль противника не будет поражён. Торпедная атака длится считаные минуты. От момента обнаружения до атаки цели проходит обычно не больше часа. Экипаж лодки стремится уничтожить врага на максимальной дистанции.
– Атака кораблей – скрупулёзный труд и большая ответственность…
– Мы учимся на опыте наших предшественников. Современные подлодки оснащены уникальным оборудованием и мощным вооружением, однако суть торпедных атак осталась прежней – необходимо по картам верно рассчитать все параметры. Азы и секреты мастерства передаются от одного поколения подводников другому.
– Действительно ли каждый подводник должен послужить на дизельных подлодках?
– Уверен, каждый подводник должен послужить на дизельных подлодках. Пока он не прочувствует на себе стесненное пространство, не понюхает соляры, он не может называться полноценным подводником.
НАША СПРАВКА:
Подводные лодки проекта 877 предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных серийных подводных лодок, имеют полное водоизмещение свыше 3 тысяч тонн.
– У любого корабля свой особый характер, говорят подводники. Какой характер у «Калуги», по мнению Виталия Попова?
– Наша лодка как женщина. Грамотная, немного капризная, горячо любимая своим экипажем. Считаю подлодку вторым домом, если даже не первым. А экипаж – второй семьёй, без которой было бы невозможно успешное выполнение поставленных задач. И всегда утверждаю: люди – это главная наша ценность. Благодаря их профессионализму и заботе о материальной части корабль находится в полной боевой готовности. На лодке идеальный порядок. Наши специалисты по всем направлениям большие молодцы – штурманы, минёры, механики всегда содержат свои заведования в образцовом состоянии.
– Виталий Владимирович, для подлодки 36 лет – это немного?
– «Калуга» в полном порядке, послужит еще не один год. Материальная часть исправна, личный состав здоров. Экипаж готов к новым задачам – в Баренцевом море и за его пределами.
Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ
Фото из личного архива семьи Поповых










