Подводная «Калуга»

В июне «Калуга» вернулась на главную базу в городе Полярном после успешного выполнения задач двухмесячного похода. На берегу моряков встречали представители командования Кольской флотилии разнородных сил и их семьи. Шесть подводников, отличившихся в ходе похода, получили награды. Начальник штаба Северного флота высоко оценил работу экипажа.

Имя «Калуга» корабль с бортовым номером 409 полу­чил в мае 2003 года в связи с подписанием соглашения о шефской помощи над ней об­ластного центра.

– Виталий Владимирович, расскажите о себе. Откуда родом, почему выбрали профессию военного?

– Родился я в селе Майкоп­ском Краснодарского края. Отец – офицер, мама – учитель. Брат окончил военное учили­ще, но в конце концов выбрал гражданскую специальность. А я пошел по стопам отца. Когда мне исполнилось 14 лет, узнал, что мой друг собирается поступать в Нахимовское воен­но-морское училище в Санкт-Петербурге. Я тоже загорелся этой идеей, решил поехать вместе с ним. Успешно сдал вступительные экзамены и не заметил, как пролетели эти трудные, но очень счастливые годы отрочества. Потом посту­пил в Санкт-Петербургский во­енно-морской институт (быв­шее Высшее военно-морское училище имени М. В. Фрунзе). По специальности минер. Диплом получил в 2004 году и был распределён на подводную лодку «Липецк». Тогда это стало для меня неожиданно­стью, поскольку я готовился в надводники. Однако сейчас, оглядываясь назад, счастлив, что мой офицерский путь сло­жился именно так.

С женой познакомился на службе, Галия тоже была во­еннослужащей. Она моя на­дежная спутница! Воспитали двоих детей, уже есть внук.

– Когда приняли «Калугу»?

– В 2017 году был назна­чен командиром подводной лодки «Калуга». До меня, в 2015-м, лодка участвовала в военно-морском параде на День ВМФ в Североморске. В начале сентября 2017 года подлодку задействовали в учениях подразделений поис­ково-спасательного обеспече­ния Северного флота. В начале сентября 2019-го в рамках уче­ний участвовали в подводной дуэли с ДЭПЛ «Владикавказ».

НАША СПРАВКА:

 Дизель-электрическая подводная лодка «Калуга» оберегает рубежи нашей страны в составе прославленной 161-й бригады ордена Ушакова 1-й степени подводных лодок, достойно выполняет стоящие перед ней задачи. Подготовку ее команды неоднократно признавали лучшей на Северном флоте, а дружба калужан с экипажем с каждым годом становится крепче.

– В чем преимущество ДЭПЛ перед атомной подлодкой? Почему их до сих пор используют?

– У дизель-электрических субмарин действительно нема­ло преимуществ. Эти подводные лодки спроектированы еще в советское время, в пе­риод Варшавского договора. Спроектированы очень хо­рошо, грамотно. Инженеры нашли баланс между всеми ее параметрами: и боевые ха­рактеристики, и обитаемость личного состава. Она может выключить все свои системы и лечь на грунт, став абсолютно бесшумной. Они более ком­пактны, могут действовать на мелководье, близко под­ходить к берегу, выпускать боевых пловцов-диверсантов, ложиться на грунт, скрытно ставить мины на узких фарва­терах. Современные системы жизнеобеспечения позволяют находиться под водой до пяти суток, а общая автономность выросла до 45.

Кроме того, «дизелюхи» намного меньше шумят. Ди­зель-электрические подводные лодки проекта 877 шифр «Палтус» – малошумные рос­сийские субмарины благодаря специальным гидроакусти­ческим покрытиям корпуса и обтекаемой форме.

Получив после модерниза­ции современное вооружение, позволяющее эффективно бороться с надводными и под­водными целями, этот дизельэлектроподводный корабль продолжает демонстрировать потрясающие боевые характе­ристики. Главное преимуще­ство – скрытность. Именно по­этому лодки проекта «Палтус» называют «невидимками». На Западе за высокую скрытность этот класс подводных лодок называют «Черная дыра».

– «Калугу» неоднократно признавали лучшей на всем Северном флоте по части боевой подготовки. В 2021-м подлодка получила приз главкома ВМФ за торпедную атаку отряда боевых кораблей противника. Расскажите, как готовились, как это происходило?

– Личный состав стремился к этой победе несколько лет. Мы неоднократно вступали в борьбу за кубок, но сопер­ники оказывались сильнее. Однако мы продолжали со­вершенствоваться, усилен­но тренировались. В первую очередь оттачивали теорию: ежедневно, находясь на базе, корабельный боевой расчёт на центральном посту под руководством командира на картах и планшетах рассчи­тывал параметры для выхода в торпедную атаку. Моряки разыгрывали ситуацию, при которой корабли противника маневрируют по определён­ной схеме. Нам известны толь­ко пеленги на цель. Задача боевого расчёта – «вскрыть» ордер кораблей противника и, заняв позицию для стрельбы, произвести торпедную атаку. Основная задача – поразить главную цель – флагманский корабль отряда. После атаки лодка должна быстро уйти.

Переходящий кубок в Глав­ном штабе Военно-морского флота в Санкт-Петербурге вручал главком ВМФ адмирал Николай Евменов.

Это заслуга всего экипажа. Большая ответственность в ходе состязаний легла прежде всего на плечи штурманской и радиотехнической боевых частей и на группу коман­дования, непосредственно осуществлявшую общее руководство.

Надо отметить, что для лич­ного состава это не единствен­ное достижение. В 2017-м эки­паж «Калуги» получил статус «Ударный» и ежегодно его подтверждает.

НАША СПРАВКА:

 ДЭПЛ «Калуга» проекта 877, шифр «Палтус» (классификация НАТО «Kilo»), является четвертой в серии из семи подводных лодок, построенных на заводе «Красное Сормово» в городе Горьком (ныне Нижний Новгород) для ВМФ СССР. Была заложена 5 марта 1987 года под именем «Б-800» с заводским номером 606. Спущена на воду 7 мая 1989 года. Принята в состав ВМФ 30 сентября 1989 года. Первоначально подлодка входила в боевой состав Черноморского флота, в 1991 году перебазирована на Северный флот.

– Калужане в экипаже есть?

– Матрос Дмитрий Никулкин родом из Калуги, проходит службу в должности торпеди­ста минно-торпедной боевой части. Зарекомендовал себя очень обучаемым и просто замечательным парнем!

– А сколько всего человек служит на лодке?

– 57 человек разного воз­раста – от 22 до 45 лет. Экипаж многонациональный и очень дружный. Есть и чуваши, и казахи, и из Дагестана.

Офицеры боевой части при­ходят лейтенантами, с годами набираются опыта. Юные пар­ни на глазах превращаются в мужчин. Главная опора и мои верные помощники – офице­ры, возглавляющие боевые части корабля, с уверенностью их можно назвать гордостью подплава.

– Чем занимается экипаж, пока лодка находится на базе?

– Вообще, тренировки и учения происходят как на базе, так и в море, при помо­щи боевых информационных систем. В учебном режиме командир боевого расчёта задаёт соответствующую про­грамму, которая моделирует ситуацию. Рассчитываются курс и скорость движения противника, полученные па­раметры подводники вводят в торпеды. Многое здесь за­висит от сноровки и умения именно подчинённых. Все эти данные обобщает старший помощник командира кора­бля, после чего выполняются условные стрельбы.

– Где офицеры повышают квалификацию?

– Подводники периодиче­ски проходят обязательный курс обучения и слаживания экипажей в учебном центре ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» в Обнинске. Кста­ти, обнинский учебный центр подготовки подводников ВМФ возглавляет бывший коман­дир «Калуги» капитан 1-го ранга Сергей Пироженко.

Сегодня боевая подготов­ка на корабле идёт своим чередом. Экипаж сдал все курсовые задачи и находится в готовности использовать по­тенциал корабля по первому приказанию.

– Конечно, подводникам не обойтись без практических навыков…

– До автоматизма отрабо­тав «на суше» методы расчёта параметров при торпедной атаке, экипаж выходит в море. И здесь бразды правления бе­рёт в свои руки корабельный боевой расчёт. Ответственные за торпедные стрельбы – моряки минно-торпедной бо­евой части. Все они служат в подразделении более десяти лет, прекрасно справляются со своими служебными обязан­ностями, досконально знают вверенное оружие. Рассчиты­вают позицию атаки, вводят параметры точно по времени либо выполняют стрельбу по залповому пеленгу.

– Расскажите про оснащение «Калуги».

– Субмарины проекта 877 «Палтус» несут на вооружении торпедные аппараты калибра 533 мм, также могут исполь­зовать ракетный комплекс «Калибр». Дизель-электриче­ские подводные лодки имеют большой потенциал и способ­ны выполнять специальные задачи как в ближней, так и в дальней морской зоне.

НАША СПРАВКА:

 Длина «Калуги» более 70 метров. Надводная скорость – 10 узлов. Скорость под водой – 17 узлов (примерно 32 км/ч). Рабочая глубина погружения – 240 метров. Предельная глубина погружения – 350 метров. Штатное вооружение – шесть носовых торпедных аппаратов калибра 533 мм. Боезапас – 18 торпед или 24 мины. Возможен пуск ракет ракетного комплекса Club-S и переносного зенитно-ракетного комплекса «Стрела-ЗМ» или «Игла-1».

– Подлодка оснащена самонаводящимися торпедами. А как на деле все происходит?

– Залог успешной стрель­бы формируется в несколько этапов: верно определённые параметры движения цели, выработанные на этом основа­нии данные стрельбы, безоши­бочное введение параметров стрельбы в торпеду и своевременный залп. И только если сделать правильный расчёт – торпеда достигнет цели, в противном случае от­клонится от курса и корабль противника не будет поражён. Торпедная атака длится счи­таные минуты. От момента обнаружения до атаки цели проходит обычно не больше часа. Экипаж лодки стремится уничтожить врага на макси­мальной дистанции.

– Атака кораблей – скрупулёзный труд и большая ответственность…

– Мы учимся на опыте наших предшественников. Совре­менные подлодки оснащены уникальным оборудованием и мощным вооружением, од­нако суть торпедных атак оста­лась прежней – необходимо по картам верно рассчитать все параметры. Азы и секреты мастерства передаются от од­ного поколения подводников другому.

– Действительно ли каждый подводник должен послужить на дизельных подлодках?

– Уверен, каждый подво­дник должен послужить на дизельных подлодках. Пока он не прочувствует на себе стесненное пространство, не понюхает соляры, он не может называться полноценным под­водником.

НАША СПРАВКА:

 Подводные лодки проекта 877 предназначены для борьбы с надводными и подводными кораблями, постановки минных заграждений, ведения разведки. Они являются одними из наиболее малошумных серийных подводных лодок, имеют полное водоизмещение свыше 3 тысяч тонн.

– У любого корабля свой особый характер, говорят подводники. Какой характер у «Калуги», по мнению Виталия Попова?

– Наша лодка как женщина. Грамотная, немного каприз­ная, горячо любимая своим экипажем. Считаю подлодку вторым домом, если даже не первым. А экипаж – второй семьёй, без которой было бы невозможно успешное выполнение поставленных задач. И всегда утверждаю: люди – это главная наша ценность. Благо­даря их профессионализму и заботе о материальной части корабль находится в полной боевой готовности. На лодке идеальный порядок. Наши специалисты по всем направ­лениям большие молодцы – штурманы, минёры, механики всегда содержат свои заведо­вания в образцовом состоянии.

– Виталий Владимирович, для подлодки 36 лет – это немного?

– «Калуга» в полном поряд­ке, послужит еще не один год. Материальная часть исправна, личный состав здоров. Эки­паж готов к новым задачам – в Баренцевом море и за его пределами.

Беседовал Александр ФАЛАЛЕЕВ

Фото из личного архива семьи Поповых