В Доме музыки прошёл творческий вечер поэта Александра Трунина
11 декабря он отметил 70-летие. Александра Васильевича в нашем городе хорошо знают, его стихи печатались в известных журналах, поэтических альманахах и сборниках. Поздравить юбиляра пришли родные, друзья, калужские писатели и поэты.
– Бывают концерты и программы, которые ведешь отстраненно, просто как ведущий. Это же совершенно другая история – она и волнительная, и сверхприятная одновременно, – говорит заведующая отделом изобразительного искусства Дома музыки Наталья Головатюк, выступившая в роли ведущей.
Это было настоящее «путешествие во времени» – именно так она назвала поэтический вечер. Перед собравшимися прошла вся жизнь Александра Васильевича, представленная через поэтические строки, добрые слова родных и друзей, коллег по творческому цеху, учеников. Звучали стихи разных лет, в том числе из нового цикла, написанные в минувшем ноябре и пока нигде не опубликованные. Все выступающие читали стихи юбиляра, выбирая те, которые им более близки.
1997 год – отправная точка этого путешествия. Александр Трунин окончательно поселился в Калуге, перебравшись из родной деревни Кольцово.
– В детстве я проводил здесь много времени, – вспоминает Александр Васильевич. – Дом на улице Клары Цеткин, старый-старый, с огромными стенами, где жили наша бабушка, мои родственники. Огромный двор, вкус мороженого… Калуга была для меня такая, когда мне было 4, 5, 6 лет. Потом уже, в 1997 году, город стал моим, я стал в нем жить. Калуге я очень благодарен, здесь образовался совершенно чудесный круг друзей, здесь родные, здесь написано много стихов. И мне здесь очень хорошо.
Удивительная атмосфера
«Чтобы стало кому-то светло» – строка из стихотворения Александра Трунина, ставшая названием и лейтмотивом творческого вечера. Именно этим светлым ощущением мира автор делится в своем творчестве. Он пишет о простых радостях, которые несут в себе глубокий смысл. Эта радость жизни нашла отражение в названиях его поэтических сборников – «Небесный клевер», «Отава августа», «Просто хорошо», «Хозяйка тишины».
Он также является главным редактором областного литературного альманаха «Облака» и 18 лет возглавлял Калужское региональное отделение Союза российских писателей. Александр Васильевич не только пишет сам, но и помогает начинающим авторам делать первые шаги на литературном поприще, более 10 лет руководил литературной студией «Дар», которая работала при калужском Доме учителя.
– Когда Александр Васильевич вел литературную студию, нам нужно было провести мастер-класс в одной из школ города Воротынска, – вспоминает Лидия Рахаева, бывший директор Дома учителя, а ныне преподаватель колледжа культуры и искусств. – Там тоже была детская литературная студия. Александр Васильевич говорил о поэзии, о том, что ее нужно видеть в каждом дне, в дуновении ветра, в глазах любимого человека.
На творческом вечере были и бывшие студийцы. Они отмечали, что Александр Васильевич создавал на занятиях удивительную атмосферу, давал почувствовать текст, слово, знакомил учеников со стоящими внимания авторами – распечатывал и приносил тексты. К каждому относился внимательно, не давил авторитетом, давая возможность двигаться по собственной творческой траектории.
– Александр Васильевич сохранил то, что было в каждом из нас, не подстраивал под себя, – говорит поэт и драматург Игорь Красовский.
Любящими глазами
По доброй традиции Дома музыки мероприятие украсили музыкальные произведения. Звучали Чайковский, Рахманинов и авторские композиции в исполнении пианиста и композитора, артиста Дома музыки Александра Лукашова.
В атмосферу вечера органично вписался и видеоряд. На большом экране сменяли друг друга фотографии: пейзажи, деревенские дома, фото из домашнего архива. Они рифмовались со звучащими стихами, ведь «зацепиться» эти строчки, как пишет Александр Трунин, могут за что угодно – листву, трель синицы, дуновение ветра, осенний сад, запах яблок, поздние опята, толпящиеся на пеньке. Дворник, чистящий двор, центральная улица, на которой можно встретить множество знакомых, осенний день… Всё может стать темой.
Он умеет любоваться тем, что видит, умеет слушать тишину. И всё это передает в своих стихах. Наверное, наиболее точное сравнение для творчества Александра Трунина подобрал калужский искусствовед, поэт и художник Владимир Обухов. Он вспомнил монолог князя Мышкина из романа «Идиот»:
«Знаете, я не понимаю, как можно проходить мимо дерева и не быть счастливым, что видишь его? <…> Посмотрите на ребенка, посмотрите на Божию зарю, посмотрите на травку, как она растет, посмотрите в глаза, которые на вас смотрят и вас любят…»
Думаю, именно так – любящими глазами, различая за формой удивительную суть – смотрит на мир Александр Васильевич.
Дарья ЛЕОНТЬЕВА
Фото со страницы Дома музыки «ВКонтакте»