VII Международная биеннале «Современная художественная эмаль» проходит в Доме художника
В выставке участвуют российские мастера из Калуги, Москвы, Чехова, Ярославля, Суздаля. В экспозиции представлены также работы эмальеров из Белоруссии, Венгрии, Румынии, Германии, Кубы и Индии.
Новый центр
Искусству художественной эмали больше пяти тысяч лет, в Древнем мире эмали ценились наравне с драгоценными камнями. Даже процесс ее создания в чем-то сродни процессам, происходящим в недрах земли: изделия обжигают в муфельной печи при температуре 750–850 градусов.
В Европе самые известные центры станкового эмальерного искусства – французский Лимож и венгерский Кечкемет, в России – Ярославль и Северный Кавказ. Там проходят симпозиумы, во время которых мастера знакомятся и находят общие интересы. Так рождается дружба и начинается сотрудничество художников из разных стран и городов.
– Первая областная выставка эмальеров состоялась 12 лет назад, в ней участвовали девять мастеров, – рассказывает куратор и участник выставки Михаил Мантулин. – С тех пор мы проводим ее каждые два года. Постепенно круг участников расширялся, выставка стала международной. Надеюсь, что центром эмальерного искусства станет и Калуга.
Для воплощения этой мечты есть все основания. На межрегиональных и всероссийских выставках калужские художники достойно представляют направление декоративно-прикладного искусства, в том числе художественной эмали. В Доме художника можно увидеть работы Валентины Волковой, Виктора Алексеева, Владимира и Людмилы Зайчиковых, Михаила Мантулина, Алисы Степановой.
Людмила Зайчикова проводит мастер-классы и делится секретами техники горячей эмали со всеми, кто интересуется этим древним и вечно юным искусством. Любят бывать в мастерской Людмилы Владимировны студенты колледжа культуры – будущие художники и дизайнеры. В этом году им посчастливилось внести свою лепту в большую работу Михаила Мантулина. Они сделали небольшие фрагменты в технике горячей эмали, которые мастер включил в композицию.
На вернисаже коллеги, ученики и зрители поздравили Михаила Мантулина с присвоением звания заслуженного деятеля искусств Калужской области.
Идеи и ассоциации
Изначально эмальерное искусство было прикладным. Эмалями украшали оружие и ювелирные изделия, посуду и мебель, оклады икон и обложки книг. Со второй половине ХХ века эмаль используют в отделке интерьеров и фасадов зданий, оформлении скульптурных композиций. Она обретает и статус станкового искусства. В этой технике художник может создать любые образы, воплотить свои идеи и ассоциации. Примеров этому на выставке очень много.
Арт-объекты Михаила Мантулина – сложные, многоплановые, философские. Алиса Степанова ведет диалог со знаменитыми художниками ХХ века – Пабло Пикассо и Фридой Кало. В серии панно Татьяны Гатько из Геленджика – нежные, лиричные женские образы. В работах Аллы Беловой можно прочитать полную мистики драматическую историю.
Настоящим украшением экспозиции стали произведения члена-корреспондента Российской академии художеств, доцента Строгановской академии Евгения Матько.
Татьяна Макарова с калужскими эмальерами знакома давно, но в биеннале участвует впервые. Она родилась в Татарстане, окончила Пермское художественно-педагогическое училище и художественно-графический факультет Нижнетагильского педагогического института. С 2007 года живет и работает в Ярославле. Круг интересов художницы широк: живопись и графика, коллаж, батик, мэйл-арт. Эмалью увлеклась, посетив в 90-е выставку в Москве. Для создания арт-объектов в этой технике художница использует даже крышки от кастрюль. Татьяна говорит, что реалистичных работ у нее немного, она предпочитает абстракцию, которая дает неограниченный простор для выражения эмоций.
Калужане могут увидеть три работы Татьяны. Одна из них посвящена 1000-летию Ярославля. В ее названии – «Россия разлилась в три полотнища» – строки из стихотворения Марины Цветаевой, которые художница «зарифмовала» с трехчастной композицией своего произведения.
Художница из подмосковного Чехова Елена Степанова-Анютина привезла в Калугу арт-объект «Перелетные птицы». Круг символизирует планету, которую видят во время своих перелетов птицы, две стороны композиции – день и ночь, рама из дерева – словно гнездо.
– По образованию я промышленный дизайнер, – рассказывает Елена. – Мои родители художники, и я много слышала от них о технике горячей эмали. Решила и сама попробовать, три года назад приехала в Ярославль на симпозиум, и с тех пор эта техника меня не отпускает. Она разнообразная и непредсказуемая – не всегда можно угадать, что получится. Работа с эмалью – постоянный поиск и эксперимент, и это очень интересно. Это мой первый арт-объект – захотелось попробовать работать в объеме.
«Эмальерный год»
Художники приходят к эмальерному искусству в разное время и разными путями. Равнодушным остаться трудно: цветовая палитра не имеет границ, и сама стихия огня в соавторах у мастера.
– Этот год я назвала для себя эмальерным, – говорит участница выставки Татьяна Макарова. – У нас в Ярославле, в музее-заповеднике, организовали эмальерную мастерскую, где проходят мастер-классы. Состоялась большая выставка в Красноярске, затем в Новокузнецке – там она проходила сразу на двух площадках. Летом я побывала на симпозиумах на Алтае и в Новокузнецке. Художники-эмальеры есть уже и на Урале, и в Сибири, и на Дальнем Востоке. Несколько дней назад организовалась гильдия эмальеров. Наше искусство живет, развивается и становится все более популярным.
Екатерина ШЕВЕЛЕВА
Фото автора