Как не стать жертвой маркетинговых уловок
Сетевые магазины идут на любые эксперименты, чтобы увеличить объемы продаж и заставить нас покупать больше и чаще. Эти методы варьируются от простых визуальных хитростей до сложных психологических трюков.
Как только мы переступаем порог магазина, нас тут же встречает первая уловка — тележка. На первый взгляд, это просто для удобства покупателя, но на самом деле – отличный «инструмент»для увеличения длины вашего чека. Тележка создает иллюзию большей вместимости, побуждая брать больше товаров, чем мы планировали. Простое решение – взять корзину. Так вы сэкономите свои деньги, еще и сумки будут легче. Это первый, но далеко не последний «инструмент» в арсенале маркетологов.
Музыка также играет важную роль. Супермаркеты тщательно выбирают композиции, которые создают определенное настроение у посетителей и усиливают желание покупать.
ЗОЛОТЫЕ ПОЛКИ
Более дорогие продукты размещают на уровне глаз. А самые дешевые ставят на нижние полки, чтобы их было сложнее достать. Однако даже молодым покупателям неудобно и тяжело нагибаться, а что уж говорить о пожилых людях. Кроме того, свежие товары размещают в глубине полки, а с истекающим сроком годности ставят вперёд, чтобы быстрее их продать.
– На этих полках, как правило, представлена продукция такого же качества, как и на других, а иногда даже лучше и по более низкой цене. Товар, который находится в менее удобном месте, обычно более выгоден покупателю, чем продавцу, – подчеркнул маркетолог Алексей Егармин.
Также продукты первой необходимости, такие как хлеб, молоко, яйца, обычно размещаются в дальнем углу магазина. Этот прием заставляет «блуждать» по магазину и знакомиться с дополнительным ассортиментом. В результате вы тратите больше денег.
В МАГАЗИН – С ЛУПОЙ
– Хотела в одном из сетевых магазинов купить шампунь. Указанная цена – 379 рублей. Однако на кассе выяснилось, что он стоит 459, так как у меня нет платной подписки «Супервыгода». Это условие в ценнике было указано, но очень мелким шрифтом. В итоге пришлось покупать за полную стоимость. Неудобно было отказываться, – рассказала наша читательница.
И правда, разглядеть информацию на таких ценниках очень сложно, особенно пожилым людям. В глаза бросается меньшая стоимость, так как она оформлена в более крупном шрифте и выделена яркой бумагой. Не каждый же покупатель носит в кармане огромную лупу.
По закону магазины должны предоставлять информацию о товарах в доступной и понятной форме. Если вы столкнулись с ситуацией, когда условия акции настолько мелкие, что их невозможно прочитать, рекомендуется обратиться к администратору магазина. Также можно сфотографировать ценник и подать жалобу в Роспотребнадзор.
ХИТРЫЕ ЦЕННИКИ
Еще один маркетинговый трюк – эффект «магической девятки». Например, цена в 299 рублей кажется покупателям более привлекательной по сравнению с ценой в 300 рублей, хотя разница составляет всего один рубль. Чтобы избежать таких уловок, стоит округлять цены в большую сторону,поясняют маркетологи.
Однако на этом хитрости не заканчиваются. Все чаще на полках супермаркетов мы видим цены, указанные не за килограмм, а за 100 граммов. К примеру, цена в 1800 рублей может отпугнуть покупателя, а вот 180 рублей уже воспринимается как более приемлемая и даже выгодная. Когда вы видите цену, которая кажется слишком низкой, изучите ценник и пересчитайте, сколько вы заплатите за упаковку в реальности.
Кроме того, перечеркнутые старые цены и яркие наклейки со скидками создают «эффект якоря», заставляя нас думать, что мы делаем выгодную покупку. Однако, прежде чем поддаваться на этот трюк, полезно оценить реальные особенности и преимущества товара, сравнив его с аналогичными на полке.
Не менее распространенная уловка – предложение «Купи 10 штук всего за 100 рублей!» Многие покупатели, увидев такую заманчивую акцию, спешат приобрести больше, чем им на самом деле нужно.
ПОКУПКИ С ПОДВОХОМ
Манящие предложения «2=1» или «1+1» – это классика маркетинговых уловок, которые заставляют нас расставаться с деньгами чуть охотнее, чем мы планировали. Привлекательная картинка: любимый кофе, да еще и в двойном количестве! Казалось бы, выгодное предложение. Но стоит ли поддаваться этому сладкому соблазну? На самом деле это продуманная стратегия увеличения продаж и решения проблем магазина, а не проявление истинной заботы о покупателе.
– Подобные акции также зачастую распространяются на не самые востребованные бренды или категории товаров. Вряд ли красная икра, которая хорошо расходится перед Новым годом, будет продаваться по предложению «1+1». Магазину это невыгодно. А вот на алкоголь акции «пять бутылок покупаете – шестая в подарок» встречаются очень часто. Но лучше приобрести одну или две бутылки хорошего напитка, чем брать что-то непроверенное по акции. Такие покупки чреваты испорченным праздником и зря потраченными деньгами, – рассказала маркетолог Вероника Хлынина.
Часто встречается ситуация, когда товары выставляются на продажу с пометкой «по акции». На ценниках указывают две цены: одну — с указанием скидки, и другую — «обычную». На первый взгляд, это выглядит как отличная возможность сэкономить, однако многие потребители не подозревают, что «обычная» цена может быть завышена. Это создает иллюзию значительной выгоды, когда на самом деле скидка может быть не такой уж и щедрой. Чтобы не становиться поставщиком «золотого руна» для супермаркетов, важно сравнивать цены с другими магазинами.
ПРОВОКАЦИОННАЯ МЕЛОЧЬ
Маркетолог Елизавета Волошанина отметила, что всякая мелочевка, которая висит у кассы, тоже чистой воды провокация на покупку.
– Пока покупатель стоит и ждет своей очереди, раз – и кинет в тележку шоколадку или батарейки, – сказала она.
КУЙ ЖЕЛЕЗО, НЕ ОТХОДЯ ОТ КАССЫ
Ловушки поджидают нас не только на полках, но и на кассе. Одной из самых распространенных является несоответствие цены на ценнике и в чеке. Сколько раз мы сталкивались с ситуацией, когда на полке указана одна цена, а на кассе пробивается совершенно другая, зачастую более высокая.
Эксперты Роскачества подчеркивают, что информация на ценнике не должна меняться на кассе. Ценник в магазине – это публичная оферта. Намереваясь купить товар, клиент принимает ее, и продавец должен со своей стороны соблюдать установленные им же правила, то есть продать товар по той цене, которая указана на ценнике. С точки зрения закона аргументы типа «забыли поменять», «закончилась акция», «не тот ценник» неправомерны и нарушают права потребителей. Поэтому можно требовать, чтобы товар продали за ту сумму, которая значится на ценнике.
Кроме того, бывают случаи, когда кассир может случайно (или намеренно) пробить один и тот же товар дважды или вообще отсканировать продукт, который вы не брали. В любом случае это приводит к тому, что покупатель платит больше, чем собирался.
Как же защитить себя от таких ситуаций? Ответ прост – внимательно проверять чек на кассе. Запомните эти уловки и экономьте свои деньги!
Подготовила Екатерина КОМАРОВА
Фото автора