Помощь без слов. В регионе запустят диспетчерскую службу для глухих и слабослышащих

Если в доме случился пожар, произошла утечка газа, кому-то из близких стало плохо, мы судорожно хватаемся за телефон. А как быть глухому человеку? Ломиться к соседям, пытаясь объяснить, что случилось, жестами? А если их нет дома или они не понимают, чего от них хотят, а если это ещё и слепоглухой?! Что делать? Куда бежать?


Всероссийское общество глухих создало проект «Рука помощи». В его рамках хотят организовать круглосуточную диспетчерскую службу, в которую по видеосвязи в любое время сможет обратиться глухой или слабо-слышащий.

Преодолимые трудности

– Основная проблема для неслышащих людей – коммуникативный барьер. Им сложно общаться, у них нет возможности позвонить, получить звуковую информацию. В регионе отсутствует функция вызова скорой посредством СМС-сообщений. Раньше глухой, почувствовав недомогание, бежал в офис нашего общества за переводчиком, чтобы пойти с ним в больницу. Недавно к нам приходила женщина. У неё сломалась стиральная машина, нужно было вызвать мастера. Муж у неё слепоглухой, а сама она глухая. Мы вызываем мастера, а как он с ней будет общаться, как узнает, в чём проблема, как он ей поможет и что-то объяснит? У старшего поколения трудности с письменной речью, молодёжь у нас более образованная, у многих высшее образование. Проблема ещё в том, что жестовый язык отличается от письменного. И, может быть, какие-то слова, которые кто-то напишет, они прочитают, но не поймут. Нужен сурдопереводчик, – рассказывает Юлия Морозова, председатель Калужского регионального отделения ОООИ «Всероссийское общество глухих». – У нас работают переводчики с жестового языка, которые помогают неслышащим людям коммуницировать со слышащими сотрудниками различных учреждений. Но проблема вызова экстренных служб сильно обострилась во время пандемии, когда организации перешли на дистанционный режим работы, а старшее поколение отправили на самоизоляцию. У глухих не было возможности прийти в организацию, получить какую-то информацию. Сурдопереводчики в этот период тоже не могли трудиться. Они работают только очно, оплата идёт по факту – на место пришли, обслужили и за это получили зарплату.

Именно тогда возникла идея оказывать помощь глухим и слабослышащим дистанционно, по видеосвязи.

– Глухой или слабослышащий человек сможет позвонить по видеосвязи, на жестовом языке показать диспетчеру, что ему надо. Диспетчер, в свою очередь, позвонит куда следует: запишет к врачу, вызовет скорую помощь или узнает какую-то информацию, проконсультирует.

Не хватает рук

На всю область всего пять сурдопереводчиков.

– Это очень мало. Четверо работают в Калуге, один – в Людиново. Недавно мы обучили девушку в районе, она только начала работать. При этом, по нашим данным, всего в регионе проживает больше двух тысяч слабослышащих и глухих, на учёте состоят 1300 человек. С помощью проекта «Рука помощи» мы сможем немного разгрузить переводчиков. Сейчас кто-то из них находится на месте, кто-то в это время работает с людьми. И люди приходят, им нужна помощь, а оказать ее некому.

Для того чтобы запустить проект, нужно 300 тысяч рублей. Сумма небольшая, но для калужского отделения Всероссийского общества глухих неподъёмная.

– Эти деньги нужны на закупку оборудования, чтобы по минимуму обустроить пространство для одного диспетчера. В дальнейшем нужна зарплата для диспетчера. Если нагрузка будет большая, потребуется второй человек. Сурдопереводчику нужен компьютер с веб-камерой, мобильный телефон для экстренных случаев и обычный, стационарный телефон. Установятт специальное оборудование, чтобы руки у переводчика были свободны для общения.

В других городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Уфа, Челябинск, Казань, Владимир, Нижний Новгород и Тверь, подобные диспетчерские службы давно и стабильно работают. Воспользоваться услугами переводчика могут не только глухие, но и их родственники, а также юридические лица, которым нужно передавать информацию.

Елена Французова. Фото Антона Забродского