В областной драме состоялась премьера спектакля «Восемь любящих женщин»
Режиссёр Дмитрий Бурханкин, известный калужским театралам по таким постановкам, как «Отчаянные мечтатели», «Пигмалион», «Письма любви», «Чудеса в Простоквашино», и на этот раз остался верен себе, представив на суд искушённой публики пьесу Робера Тома в жанре комедийного детектива.
Недолюбленное «дитя»
Пьеса француза Робера Тома «Восемь женщин» вышла в 1958-м и впервые была поставлена в 1961-м. Сам писатель как-то признался, что из пяти драматических произведений, написанных им, эта получилась не самой зрелой. Кстати, по двум пьесам Робера Тома сняты замечательные советские комедийные детективные фильмы «Ищите женщину» с Леонидом Куравлёвым и Софико Чиаурели в главных ролях и «Ловушка для одинокого мужчины» с Николаем Караченцовым и Юрием Яковлевым. Однако режиссёрам и этот ироничный детектив пришёлся по вкусу. За 60 лет «Восемь женщин» неоднократно появлялись на сценах мировых театров и трижды экранизировались. Наиболее известна киноверсия Франсуа Озона с такими несравненными звёздами, как Катрин Денёв, Фанни Ардан, Изабель Юппер. Фильм странный. С одной стороны, тонкий психологический детектив, с другой – мюзикл. Но это тот случай, когда, несмотря ни на какую режиссуру, можно с упоением наблюдать за тонкой игрой гениальных и потрясающе красивых актрис.
На отечественных театральных подмостках «Восемь женщин» с переменным успехом, на разный вкус и лад ставили режиссёры как в провинциях, так и в столицах.
Водевиль, детектив, трагикомедия, зловещая сатира?
Почему автор не очень любил своих «Восемь женщин», лично мне не понятно. Хороший, умный, местами ироничный текст, с интересными сюжетными детективными поворотами и любопытным подтекстом. То ли пародия на детектив, то ли комедия, то ли социальная трагедия… Одним словом, раздолье для режиссёрской фантазии. Видимо, это и зацепило Дмитрия Бурханкина, склонного к жанровому синтезу. Что из этого получилось? Лично мне спектакль привиделся социальной трагикомедией с намёком на женоненавистничество. Окажись, к примеру, я на месте главы этого большого семейного гадюшника (размышлял я, возвращаясь домой после спектакля), наверное, поступил бы так же, как и герой пьесы Марсель – глава семьи. Не хотел бы я, чтобы меня вот так любили. Это же ад какой-то в окружении постоянно чего-то жаждущих от тебя мегер!
Милое начало
Юная Сюзон (Ирина Якубенко) приезжает из Англии домой, в богатый замок в одной из провинций Франции, под Рождество. Её радушно встречают бабушка (Надежда Ефременко, Тамара Глеклер) и экономка Шанель (Людмила Парфирова, Ирина Мостовая).
Самая младшая в доме Катрин (Елена Короткова), сорванец-подросток, рада сестре и интересуется, привезла ли Сюзон ей подарки? Их мать Габи (Ольга Петрова) радуется, что муж Марсель увидит старшую дочь. Августина (Эмилия Ленковская), сестра жены, – зануда, старая дева, этакий «синий чулок», мало чему радуется, ворчит и периодически впадает в экзальтацию. А ещё в доме проживает милашка Луиза, горничная (Анна Сорокина). Семейная идиллия.
Там, где столько женщин, добра не жди
Однако всё рушится, когда выясняется, что хозяин дома Марсель убит в своей комнате ножом в спину. Дом заносит снегом. Телефонный провод перерезан. Кто-то отравил собак. Доехать до полицейского участка невозможно – мотор машины испорчен. Ворота заблокированы. На улице метель. Хозяин дома ни в пьесе, ни на сцене не появляется. Он присутствует в сознании женщин – о нем они говорят весь спектакль. Женщины начинают подозревать друг друга в убийстве. Вместо слёз по убитому мужу, отцу, брату, любовнику, зятю начинаются разборки. Обстановка накаляется. На свет вылезают неприглядные тайны каждой обитательницы замка. Ещё появляется сестра убиенного Пьеретт (Светлана Никифорова, Екатерина Клеймёнова). Практически всех женщин объединяет одно – исключительная любовь к деньгам.
Балансируя на грани гротеска
Зал был полон согласно строгой рассадке периода пандемии коронавируса. Ложи и партер блистали. Оценить новый спектакль пожаловали Городской Голова Дмитрий Денисов и Глава городского самоуправления Юрий Моисеев. Посмотреть действительно было на что. Реалистичные декорации, яркие винтажные платья и костюмы, завораживающие своей красотой, соответствующие прически и головные уборы, манеры – всё атмосферно. Актрисы попали в образы своих героинь, старательно передавали и характеры и историю.
Начало интриговало. Довольно быстро запомнились имена. Правда, к концу первого акта стало скучновато. Ощущалась некая затянутость сюжета. Лично я к концу спектакля устал – спектакль шёл почти три часа с одним антрактом.
В целом актерский ансамбль удался. Одна беда (и не только этого спектакля) – играют артисты чересчур эмоционально. В спектакле с избытком текста, с большим количеством реплик, всегда есть опасность переиграть. Увы, и тут актрисам не всегда удавалось соблюсти меру. Порой действо напоминало плохой водевиль. И вот эта сценическая суетливость, перебор эмоций, крик, гвалт, гротеск, мешали восприятию. Постепенно терялось ощущение интриги, и в результате финал не оказался таким значимым, каким должен был бы стать.
Исследуя природу зла
А ведь именно неожиданная развязка превращает спектакль в трагическую и горько-ироничную притчу.
Зрители по ходу спектакля не часто выражали свои чувства и эмоции (за редким исключением посвящённых), но по окончании спектакля устроили артистам и постановщикам овации, аплодировали стоя и не хотели отпускать актеров и создателей постановки со сцены. Премьера удалась. Как долго спектакль продержится в репертуаре, покажет время.
История весьма интересная и поучительная. Является ли зло частью человеческой натуры или это всего лишь следствие предлагаемых обстоятельств? Может быть, не всё тайное должно становиться явным? В любом случае посмотреть на этих персонажей надо. Может, узнаете в чём-то себя и задумаетесь?
Александр ФАЛАЛЕЕВ