Памяти Наталии Александровны Богодаровой
Есть люди, по которым, как по камертону, равняются остальные. У них могут быть сложная судьба и нелегкий характер (чаще всего так и бывает), но что-то притягивает к ним, заставляет выстраивать по ним свою картину мира и систему ценностей. Что это? Харизма? Бесстрашие? Предельная порядочность и честность? Чувство долга? Верно, все перечисленное. И что-то еще. Все это было в Наталии Александровне Богодаровой.
Делать всё, и даже больше
Наталия Александровна – любимейший преподаватель нескольких поколений калужских студентов, легенда истфака. Благодаря ей даже те, чьи интересы были очень далеки от истории Средних веков, полюбили эту эпоху и стали разбираться в ней, а заодно и в истории культуры и просто – в хороших книгах. Воспитание ума и вкуса – вот чем она занималась. Воспитание благородства. Того, чем сама обладала в высшей степени.
Откуда это в ней? Безусловно, от семьи.
Когда-то талантливый и трудолюбивый тамбовский крестьянин сумел завести свое дело и стал промышленником. Его дети, получившие прекрасное образование, стали интеллигентами в истинном смысле этого слова. В том числе и младшая дочь Ольга. Хоть она и не успела окончить гимназию, революция помешала. Революция же и привела на ее порог бравого красного командира, человека совсем иной культуры и взглядов на жизнь.
Их дети унаследовали высокое благородство матери и жадность к жизни отца. И чувство долга – от обоих.
В этой семье и родилась Наталия Александровна. Военный 1944 год, поздний любимый ребенок. Старшие сестра и брат – взрослые, умные, увлеченные, открывающие перед девочкой многоцветный, захватывающе интересный мир.
Бесконечные болезни надолго укладывали Наталию Александровну в постель, мешали нормально жить, ходить в школу вместе со сверстниками. Учиться приходилось дома. И уж тут ни родные, ни она сама не допускали никаких поблажек. «Я должна», – говорила она себе и делала все, на что хватало сил, и даже больше. Такой она осталась на всю жизнь.
Не искать лёгких путей
В 1962 году она поступила на исторический факультет Московского государственного университета.
Это было замечательное время. Новые друзья, идеи, надежды. В МГУ преподавали лучшие ученые страны, и среди них – Евгения Владимировна Гутнова, выдающийся медиевист, англовед, историограф. Она и стала научным руководителем юной студентки, когда та определилась со специализацией, решив заниматься историей западноевропейского Средневековья.
Темой ее дипломной, а затем и кандидатской работы стала городская культура Англии развитого Средневековья. Основные источники – литературные памятники. Чосер, Лидгейт, Окклив – в наши дни этот перечень едва ли вызовет у историков удивление. А вот тогда! Тогда дискуссионным считался сам вопрос о том, а можно ли использовать литературные произведения в качестве исторических источников. И некоторые уважаемые специалисты считали, что нет, нельзя. Слишком-де субъективный материал. А то, что сам этот субъективизм может дать ценную историческую информацию, почему-то не учитывалось.
Да и вообще – культура! Область неопределенная, не очень серьезная, а то и подозрительная.
Словом, диссертация стоила Наталии Александровне больших нервов. Но она смогла – отстояла и тему, и свой самостоятельный, новаторский подход. Конечно, ее всегда поддерживала Евгения Владимировна. Тогда, в аспирантуре, прилежная студентка стала настоящим ученым – ярким, глубоким, своеобразным исследователем, влюбленным в свое дело.
Тема диссертации оказалась масштабной, требующей труда долгого и кропотливого. Да, впрочем, есть ли в истории Средневековья иные темы. Те, кто ищет легкого успеха, в медиевистику не идут.
Работать вполсилы не умела
Наталия Александровна приехала работать в Калужский педагогический институт, переполненная идеями и планами. Нужно было заканчивать диссертацию. А потом – новые исследования, история городской культуры, это же поле непаханое.
Но историческому факультету КГПИ требовалось от нее другое. Новичок-ассистент обязан был вести занятия по самым разным дисциплинам, в том числе и очень далеким от истории Средних веков. Богодарова – человек долга, работать вполсилы не умела – подготовка к парам съедала все время. А тут еще деканат поручил заняться краеведением. Она увлеклась, писала статьи, готовила большой проект…
И – студенты! Трудно сказать, ожидала ли молоденькая выпускница МГУ, что окажется преподавателем от Бога. Что студенты будут ходить за ней хвостиком, ловить каждую фразу, повторять словечки, снова и снова переписывать дипломные работы, чтобы заслужить наконец похвалу.
А именно так и вышло. И это стало ее наградой, служением и судьбой.
Шли годы. Блестяще защитив диссертацию, Наталия Александровна стала признанным и уважаемым в научных кругах медиевистом, знатоком средневековой культуры Англии. Одна за другой выходили ее статьи – о средневековом Лондоне, о соборах, о природе власти средневекового государя и мировосприятии горожанина… Ей хотелось работать еще и еще. Готовилась докторская. Она планировала: несколько месяцев в библиотеках – и можно выходить на защиту.
Но не было этих месяцев. Почти каждый день – занятия, а после них – встречи со студентами, тщательная проверка и разбор их работ, разговоры, которых они нетерпеливо ждали и ценили на вес золота. Она учила их думать. Учила свежести восприятия, умению заглядывать за грань обыденного. И еще – учила трудиться. Так, как трудилась сама. Работа настоящего преподавателя не заканчивается со звонком. Она требует всей жизни.
А жизнь была к Наталии Александровне не очень-то ласкова. Великолепный ученый, блестящий учитель, мудрый старший друг, к которому всегда можно прийти со своими проблемами и получить помощь и поддержку, она была очень уязвима. Уязвима перед той самой обыденностью, которая может быть интереснейшим объектом исследования историка, но становится тягостной и едва выносимой, когда ты в нее погружен.
Она совсем не умела устраивать своих житейских дел. Не умела просить. Грубость и хамство приводили ее в смятение и заставляли отказываться даже от необходимого.
И такая ситуация тянулась не годами – десятилетиями. Со временем и без того слабое здоровье стало все чаще сдавать. Сил хватало только для одного – для работы. Для студентов. С ними к Наталии Александровне возвращалась энергия. Остроумие, парадоксальность мышления, жадный интерес ко всему новому и прежде всего к людям – словом, все то, что так притягивало к ней учеников. Они любили ее и мало догадывались, как тяжело она переживает свою житейскую неустроенность. И – то, что хуже быта. Наука! Она так много хотела и могла сделать. А не было ни времени, ни сил.
И вот 1 октября 2015 года Наталия Александровна ушла. Осталась неоконченной докторская диссертация. Идеи, выдвинутые ею тогда, когда они были совершенно новаторскими, теперь воплощают ученые следующих поколений.
Так стоит ли считать, что история ее жизни печальна? Как тогда быть с сотнями людей, живущих ныне и в нашем городе, и в разных уголках России,и в других странах, – людей, любящих и почитающих ее как учителя? Людей, которых она научила главному: видеть и понимать этот мир?
Преподавателей много. Истинных Учителей – единицы. Наталию Александровну будут помнить всегда.
Но как было бы хорошо, если бы мы, ученики, умели не только помнить, но и беречь наших учителей еще при жизни.
Наталья Майорова, кандидат исторических наук