Как Вячеслав Попов искал и находил баланс между массовым строительством и оригинальным архитектурным решением
Недавно на фасаде концертного зала музыкального училища появилась мемориальная доска этому большому мастеру, автору проекта здания. На самом деле строений, объектов, домов, на которых можно было бы увековечить память архитектора, в городе предостаточно.
В МОСКВУ ЗА ОПЫТОМ
Вячеслав Попов родился в Калуге в 1907 году. В 1916-м поступил в частное реальное училище Ф. Шахмагонова, оканчивал уже в 1924 году Единую трудовую школу № 3.
По совету родителей – мастера цеха железнодорожных мастерских и железнодорожной служащей – поступил на архитектурное отделение Калужского строительного техникума.
Первое место работы – техник Калужской губернской стройконторы, 1929 год. По его чертежам на месте телеграфно-телефонных мастерских строился будущий завод КЭМЗ, выполнялся проект и осуществлялся технический надзор нового силикатного завода для изготовления стройматериалов.
Молодой техник-архитектор уехал на два года в Москву – набраться профессиональных навыков в «Госпроектстрой» ВСНХ. В годы первых пятилеток это была солидная организация, фактически возглавлявшая индустриальное строительство по всей стране, проектировавшая заводы, как теперь говорят, под ключ. Лучшие архитектурные умы столицы разрабатывали проекты таких индустриальных гигантов, как Харьковский тракторный завод, Горьковский автомобильный, судостроительный завод «Красное Сормово».
Вячеслав работал и одновременно учился во Всесоюзном заочном институте технического образования на инженерно-строительном факультете.
ОТ ИНЖЕНЕРА ДО РУКОВОДИТЕЛЯ
Получив в 1934-м диплом, Попов вернулся в Калугу. Перед молодым инженером открывались новые перспективы. Два года он трудился в проектной группе управления новых работ завода НКПС, а затем участвовал в проектировании строительства завода ТЭЖЭ (СДВ). С пуском первой очереди комбината СДВ объем проектно-строительных работ уменьшился, и Вячеслав перешел в управление Московско-Киевской железной дороги.

Выпускник Калужского коммунально-строительного техникума (1929 год), преподавал в нем с 1935 по 1970 год. В. А. Попов – 1-й ряд, 4-й слева, 40-е годы.
Когда был разработан первый советский генеральный план Калуги, на его основе Попов создал жилые кварталы на улицах Поле Свободы и Чичерина. Он же сохранил общественное здание бывшего Крестовского монастыря, использовав его под детский сад.
В годы войны Вячеслав Попов получил звание инженер-майора железнодорожных войск. Строителям пришлось не только восстанавливать разрушенные вокзалы и железнодорожные депо, но и активно разворачивать промышленное и гражданское строительство. В эти годы Попов приложил усилия и к восстановлению поврежденных во время войны жилых зданий – в творческом тандеме с замечательным калужским архитектором Иосифом Стельмаковым (ул. Ленина, 80, ул. Луначарского, 53 и другие).
ОТ ПЛОЩАДИ ПОБЕДЫ К ПЛОЩАДИ МИРА
В 50-е годы в Калугу приехало много молодых зодчих, окончивших архитектурные вузы. В городе сформировалось архитектурное профессиональное сообщество – Александра и Петр Беляковы, Евгений Киреев, Павел Перминов, Иосиф Стельмаков и коренной калужанин Вячеслав Попов. Они создавали благоприятную архитектурную погоду в городе. Как точно заметил Евгений Голышев: «У этих разных людей была одна общая черта – небезразличие к своему делу и четкая приверженность этическим принципам в профессиональной деятельности. Они были высокими профессионалами и берегли город, как могли, хотя в советское время это было непросто».
Многие годы Вячеслав Попов отдал работе в Калужском управлении Московско-Киевской железной дороги, где прошел путь от рядового инженера до руководителя бригады проектировщиков «Дорпроекта» и оставил добрую память в виде замечательных зданий, украсивших Калугу.
Среди них – санаторий имени Павлика Морозова в городском бору (стал типовым проектом для МПС), реконструкция здания Управления железной дороги с надстройкой четвертого этажа (сложная работа, выполненная без прекращения деятельности учреждения), железнодорожный вокзал на станции Калуга-2. В этих строениях Вячеслав
Анатольевич был и архитектором, и конструктором, и строителем. С конца 50-х в Калуге началось массовое жилищное строительство – вырастали типовые пятиэтажные панельные и кирпичные дома. Они имели невыразительный облик с точки зрения архитектуры, но позволяли сравнительно быстро решить сложную задачу – минимальными средствами (архитектурное оформление фасадов, хорошо продуманная планировка кварталов и др.) добиться максимальной выразительности новых улиц. Этой работе – планированию новых городских микрорайонов и кварталов – отдал многие годы Вячеслав Попов, в те годы – главный специалист архитектурного отдела института «Калугагражданпроект».
Один из примеров удачного решения – вместе с архитектором Константином Королёвым они создали проект застройки площади Победы многоэтажными зданиями, повторяющими круглые очертания исторической площади. Площадь стала украшением города.
КЛУБ В ДУХЕ «СОВЕТСКОГО АМПИРА»
По проекту этого же автора в 1954 году завершилось строительство здания Дорожно-технической школы («Школа машинистов»). Выросшая на пустыре на углу улиц Пушкина и Гагарина, она архитектурно пересекается в своей композиции со своим старшим «соседом» через дорогу – зданием бывшего Пушкинского училища – угловая часть с колоннами является центром композиции, объединяющей два боковых крыла. У здания изящные пропорции, тонкий рисунок лепнины, закругленное решение центрального входа.
Вдумчивое отношение к сохранению культурного наследия Попов продемонстрировал в своем проекте Клуба железнодорожников (КЖД), построенном в 1952 году. Изначально на этом месте были два небольших одинаковых дома соборного причта Троицкого собора, построенные еще в 1796 году. При советской власти здесь появилась площадь имени Энгельса с одноименным памятником, разрушенным гитлеровцами. После войны было предложено объединить два двухэтажных здания в одно, не подвергая исторические сооружения переделке. Новое здание с основным залом для концертов в духе «советского ампира» имело прекрасные пропорции, изящный портик с фронтоном и создавало ощущение цельности его объема.
ДЕРЖАТЬ БАЛАНС
Вячеслав Анатольевич отдавал свои знания и опыт институту «Калугапромпроект». Когда был организован «Калугагражданпроект», Попов согласился перейти в новую проектную организацию – готовил проекты застройки родного города и проектировал жилые дома и культурно-бытовые здания, преподавал.
В микрорайонах турбинного и моторостроительного заводов, разработкой проектов которых занимался Попов, уже широко использовались девятиэтажные дома улучшенной планировки. Постепенно Калуга превращалась в современный город, в котором старая архитектура органично сочеталась с новой. Во многом это заслуга таких людей, как Вячеслав Попов, умеющих найти баланс между массовым строительством и оригинальным архитектурным решением. Помнивший Калугу, и послереволюционную, и послевоенную, он всем сердцем радел за облик родного города.
Кстати, он не переносил слово «хрущёбы», считая его оскорбительным: ведь именно благодаря массовому строительству «панелек» в 60-х годах в короткие сроки калужан удалось обеспечить дешевым благоустроенным жильем в новых микрорайонах.

Автор памятной доски на здании концертного зала – Виктор Семенович Крылов, ученик и соратник В. Попова.
Не понимал архитектор и появившиеся в начале 90-х безвкусные дома-выскочки с вычурными, неуместными архитектурными излишествами в угоду заказчику. Считал, что они не украшают город, и призывал молодых архитекторов следовать лучшим традициям старых зодчих.
Последнее творческое воплощение архитектурных идей Вячеслава Попова, главного специалиста архитектурного отдела «Калугагражданпроекта», – интересное конструктивное решение круговой застройки площади Мира.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Сын архитектора Николай Попов сдал на хранение в Муниципальный архив города Калуги документы отца. Сохранить память о нем для калужан он считает делом крайне важным. По инициативе семьи появилась и мемориальная доска на одном из творений зодчего – бывшем здании Клуба железнодорожников, ныне концертный зал музыкального училища. В построенном в 50-х годах ХХ века здании есть все, чем был богат Вячеслав Попов, – архитектурная гармония и такт, уместность, зрительное совершенство. За всем этим стоят не только безграничная любовь и преданность своей профессии, но и благодарность родной Калуге, уважение к людям, для которых работаешь.
Ольга КОНОВАЛОВА
Благодарим Муниципальный архив за предоставленные документы из личного фонда Вячеслава Попова