Профессионалы ровных дорог

За каждым метром обновленного дорожного полотна – мастерство специалистов МБУ «СМЭУ»

Про специфику своей работы они говорят: «Если наш труд не замечают, но по городским дорогам передвигаться комфортно и безопасно, значит, мы все сделали хорошо».

Без сезонных передышек

участка по ремонту автодорог и сооружений» – так записано в его трудовой книжке. Владимиру Попову 29 лет. Он пришел устраиваться сюда на работу пять лет назад на вакансию асфальтобентощика.

– Честно говоря, тогда я даже не знал, что такая профессия существует, – вспоминает Владимир Анатольевич. – Меня пригласил сюда попробовать свои силы один из сотрудников. Объяснили суть работы: образовалась на дороге яма – приехали и оперативно устранили.

Задача асфальтобентощика – подготовить основание, распределить и разравнять асфальтобетонную смесь и следить за качеством готового дорожного полотна. Работа, что и говорить, достаточно тяжелая. Не все и не сразу получалось у Владимира, но он терпеливо учился по ходу дела, да и бригада, где он оказался самым молодым, приняла его тепло. А когда в 2023 году мастер уходил на пенсию, то порекомендовал подающего надежды рабочего на свое место. Получив «полевой» опыт, Владимир возглавил бригаду, в которой когда-то начинал. Его задача – обеспечить и организовать рабочий процесс.

Тот, кто считает, что дорожные рабочие трудятся только летом, глубоко ошибается. Работы у них в любое время года хватает.

Рабочий день бригады Владимира Попова с 8 до 17, с перерывом на обед.

В летний сезон дорожники делают ямочный ремонт горячим асфальтом, а когда сезон подходит к концу, как правило, с наступлением устойчивых минусовых температур, в ход идет литая асфальтобетонная смесь, которая предназначена специально для таких условий.

Независимо от того, какой асфальт используется для ремонта – «летний» или «зимний», важно четко соблюсти технологию работ на всех этапах.

Подготовительный процесс – установка знаков, огораживание дорожными конусами и фрезеровка места будущей заплатки, продувка специальной воздушной пушкой, ее тщательная очистка и, если необходимо, осушение. Далее специальная машина, «струйник», проливает ее битумной эмульсией для лучшего сцепления с асфальтом, и наступает время работы комбинированных машин и уплотнения готового дорожного полотна катком.

– Сезонных передышек, когда можно расслабиться, нет – работаем круглый год. Например, в сильный снегопад можем выйти на уборку города, очистку лестничных сходов, – поясняет Владимир. –  Когда идет снег, чистим город в промежутке между горячим и литым асфальтом. Сегодня бригада занималась установкой нового лестничного марша на улице Ленина, 93, где взамен пришедшей в негодность ржавой металлической лестницы уже появились бетонные ступеньки. Мы асфальтировали пандус и примыкания.

Владимир признается, что ему нравится работать, когда весь город спит. Такое редко, но случается.

– Обычно это бывает зимой, когда работаем литым асфальтом, он требует застывания хотя бы час. Днем это бы потребовало остановки движения и вызвало определенные неудобства. А ночью и мы никому не мешаем — ни троллейбусам, ни машинам, и нас никто не подгоняет.

Такие работы бригада Попова проводила в прошлом году на Каменном мосту – подготовили все днем, а заливали асфальтом ночью. В Калуге есть много мест, проезжая по которым, они могут сказать: отработано на отлично.

На мой вопрос, кем он себя видит через 10–15 лет, Владимир не задумываясь отвечает: «Я вижу себя именно в этой работе и этой профессии – хочу в ней совершенствоваться и расти».

Весь процесс под контролем

Коллега Владимира Попова Сергей Муров непосредственно за рулем асфальтоукладчика не сидит, тем не менее постоянно находится рядом с рабочими, контролируя процесс от и до. Вся ответственность за соблюдение технологии сложного процесса лежит именно на нем. Он – начальник участка по ремонту дорог и сооружений МБУ «СМЭУ». Начинал работать в этой организации мастером, возглавлял бригаду.

– Сфера дорожного ремонта мне нравится тем, что ты причастен к чему-то глобальному, что улучшает жизнь людей. Мы делаем наш город удобнее, снижаем аварийность. Каждый отремонтированный участок – это комфорт наших горожан, которые каждый день ездят по дорогам, – отмечает Сергей Борисович. – О дорожном хозяйстве существует много стереотипов. И только зная эту работу изнутри, понимаешь, какой это нелегкий труд. В нем полно нюансов и тонкостей, и даже есть место для творчества.

В подчинении Мурова четыре бригады, занимающиеся ямочным ремонтом дорог.

В рамках дорожных работ они помогают городу привести дороги в нормативное состояние – выполняют ямочный ремонт дорожного полотна, восстановление провалов тротуарной плитки и лестничных сходов; по договору подряда оказывают помощь ресурсникам в восстановлении асфальтового покрытия после разрытий, проводят асфальтирование дворов по заявкам депутатского корпуса.

Если предложить Сергею назвать места в городе, где поработали его сотрудники, он ответит: «Наверное, нет в городе дороги, на которой бы мы не побывали с ремонтом. Увы, со временем им всем требуется наша помощь».

Места, которые нужно отремонтировать, участку по ремонту дорожных сооружений предоставляет Управление городского хозяйства согласно и плану, и срочным заданиям, которые не требуют промедления и появляются постоянно.

Можно сказать, что ямочный ремонт – это упрощенный вариант большого дорожного строительства. Бригады не делают дороги с нуля, а приводят их в нормативное состояние, чтобы они служили людям как можно дольше.

Технологии создания нового «куска» дорожного многослойного «пирога» по большому счету за годы не сильно изменились – тщательная подготовка ямы, асфальт, каток… Выросла разве что техническая составляющая – появились машины, о которых еще лет 10 назад дорожники могли только мечтать.

Но по-прежнему есть нехватка умелых рабочих рук – костяк коллектива много лет один и тот же, а молодые рабочие не приходят.

По мнению Сергея Борисовича, сегодня молодежь трудно заинтересовать физической работой.

– Мы не ставим для себя цель принимать только опытных специалистов, даем возможность начать трудовой путь, а если появится интерес – поможем, направим, дадим возможность вырасти. Мы ждем в наших рядах тех, кто не боится работать и хочет сразу видеть результат и пользу своего труда.

 

Ольга КОНОВАЛОВА

Фото Антона Забродского