Профессия социального работника считается одной из наиболее трудных. Изо дня в день необходимо быть крайне внимательным и доброжелательным, суметь найти подход к каждому человеку и решить все его, казалось бы, неразрешимые проблемы.
С нуля
Все для этой милой, спокойной женщины могло сложиться совершенно иначе. В 1973 году Светлана Сорокина окончила Бауманский институт и до 1992 года успешно работала инженером в КНИИТМУ. Но 90-е – время нестабильное, зарплаты не выплачивались, перспективы для инженеров были весьма призрачные. Случайно от подруги она узнала, что в новый департамент социальной защиты набирают сотрудников. Так вместе с Валентиной Владимировной Никишиной, которая также пришла с КАДВИ, она оказалась в совершенно новой для себя профессии – социальный работник.
В здании на улице Московской, 217, первый этаж которого занимает «Забота», когда-то был детский сад.
– Когда помещение в 1993 году отдали под центр, здесь не было ничего. Все делалось с нуля. Да и опыта по созданию подобных центров у нас не было, – вспоминает Светлана Робертовна. – Тогда только что открыли центр имени Спиридонова возле третьей больницы, где занимались с детьми, а «Забота» состояла всего из двух отделений – социальной помощи на дому и дневного. Затем открылось отделение срочной социальной помощи, а в 2003-м присоединились из округов еще восемь отделений. Именно тогда центр стал сосредоточием всей комплексной социальной работы в городе.
Кадры решают
Социальные работники оказывали помощь на дому и предоставляли услуги сиделок по уходу за тяжелыми больными. Свободный график дал возможность работать и молодым мамам, и тем, кто имел опыт ухода за престарелыми родственниками.
– В 2019 году «Забота» вошла в систему долговременного ухода. Суть ее в том, чтобы выстроить помощь так, чтобы подопечные как можно дольше находились в привычных для себя условиях, при этом обеспечивая им уход и улучшение здоровья. Сегодня соцработник загружен восемь часов в день. На каждого клиента составляется перечень услуг, который ему необходим. Кому-то нужна помощь в приготовлении пищи, другому – оплатить коммунальные услуги или купить продукты. Каждый из социальных работников должен уметь все: убираться, готовить и оказывать медицинский уход.
Специального образования не требуется, сотрудники проходят разностороннее обучение – от курсов по оказанию первой медицинской помощи до повышения квалификации.
– Всему научим, если у человека есть желание и готовность помогать. При этом кадровой текучки у нас нет. Большинство сотрудников работают в этой сфере уже много лет, – говорит Сорокина. – Это не только физически тяжелая работа, здесь и большая моральная нагрузка. Приходится многое пропускать через себя. Людям преклонного возраста требуется не просто принести продукты, им нужно общение, понимание. Те, кто работает без души, долго не задерживаются.
Охваченные «Заботой»
Должность у Светланы Робертовны ответственная – она заместитель директора по социальной работе. Сегодня в ее коллективе более 300 человек. Возраст сотрудников разный, но в последнее время чаще стали приходить молодые женщины, которым чуть за 30. Но есть и те, кому за 65, таких в центре оказалось около 50 человек.
Важная часть их работы – общение, сочувствие, поэтому и психологическая устойчивость должна быть как у космонавтов.
– Случается, что клиенты просят прислать другого социального работника. Выслушиваем все пожелания и претензии. Бросить человека мы не можем: обязаны подобрать ему помощника. Выезжаем сами, приглашаем психолога, даем телефоны экстренной психологической помощи. Соцработники, кстати, тоже выгорают: трудиться долго в этой сфере непросто. Центр обслуживает на дому больше 2 тысяч человек, и сегодня очереди на услуги соцработников нет – все, кто желает получить помощь, охвачены «Заботой».
Услуги в денежном эквиваленте очень демократичны. К примеру, уборка квартиры стоит 59 рублей, а помощь в приготовлении пищи – 42 рубля, доставка на дом продуктов питания и лекарств – 60 рублей. Большим спросом пользуется выписать рецепт у врача и получить лекарство в аптеке. Те, у кого доход на человека ниже полутора прожиточных минимумов, обслуживаются бесплатно. Для того чтобы стать клиентом «Заботы», надо самостоятельно написать заявление и быть одиноко проживающим. Помощь обязательно придет.
В 2021 году создано новое отделение в системе долговременного ухода – координационное. Соцработники выявляют, поддерживают и сопровождают граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе и сотрудничестве с медицинскими организациями.
Поговорили мы и о нравственно-этической стороне работы.
– Вспомните, в советское время не было понятия «соцработник», к старикам обращались с большим уважением. Частенько сталкиваемся со случаями, когда пожилая женщина нуждается в помощи и хочет жить в интернате. Но у нее есть, к примеру, племянница, которая приходит навестить раз в месяц и считает, что таким образом за ней ухаживает. «В интернат не отдам, ей дома лучше», – говорит она. А на самом деле причина – в бабушкиной квартире и пенсии. «Слава богу, что я могу спокойно дожить до последних дней – у меня есть социальный работник», – говорят нам, и это главная похвала нашему труду. Много среди наших клиентов тех, у кого вполне благополучные дети, но своих детей старики жалеют. «Хочу, чтобы ко мне приходил соцработник – дочь не может, она работает», – слышим достаточно часто.
– Что самое трудное в вашей работе? – поинтересовалась я у Светланы Робертовны.
– Работа с людьми, особенно пожилыми, очень тяжелая: разные характеры, судьбы. Каждый день – новые ситуации, и легких среди них нет. Требуется колоссальное терпение, выдержка, сострадание… Но оглядываешься назад – столько сделано! Служба развивается стремительно. Сегодня это действительно налаженная серьезная система помощи людям, и у меня есть чувство гордости за успехи нашего учреждения. Я ни разу не пожалела, что сменила профессию.
Центр «Забота»: г. Калуга, ул. Московская, 217. Телефон отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов: 79-13-96.
Ольга Коновалова. Фото Виктории Кромской