Накануне новогодних праздников страну накрыла волна мошеннических атак
В том, что работники вражеских кол-центров, желающие подзаработать на доверчивых гражданах, активизируются на новогодних каникулах, можно было не сомневаться.
Поджоги полицейских машин, военкоматов, банкоматов, взятые многомиллионные кредиты – подобные происшествия происходили по всей стране с конца декабря.
Поймать «предателей»
Больше всего меня впечатлил рассказ калужанки, которая поделилась с нашими коллегами из «Ники-ТВ», почему она бросила бутылку с зажигательной смесью в военкомат на ул. Суворова и кто заставил её это сделать. История произошла летом. Пенсионерку-«поджигательницу» задержали по горячим следам. Оказалось, подлецы целый месяц выманивали у нее деньги. Родственникам женщина ничего не говорила, доверилась неизвестному «доброжелателю», который рассказывал, как «спасти» сбережения, а потом поручил важное дело помочь Родине и поджечь военкомат в Калуге, «в котором собрались предатели, решившие воевать за Украину». Женщина подготовилась, все сделала и только после того, как её поймали, осознала, что стала жертвой мошенников. Теперь у 70-летней пенсионерки огромные долги и скоро очередной суд. Ей очень страшно и стыдно, и, чтобы уберечь других, она рассказала свою историю журналистам. Но, увы, от ответственности это ее не освободит.
И таких случаев десятки. В декабре во Владимирской области жертвой мошенников стал мужчина, много лет прослуживший в органах внутренних дел. Он протаранил и поджег полицейский автомобиль, перед этим набрав кредитов и отдав деньги мошенникам. И опять, по рассказам задержанного, телефонные разводилы давили на патриотизм, а поговорить с близкими он не посчитал нужным. Пожилые люди почему-то в этой ситуации проявляют «ответственность» и «самостоятельность», которая приводит их к фатальным последствиям.
Помощь «спецслужбам»
Выдача кредитов и передача денег аферистам вообще отдельный жанр. Помнится, год назад моей маме позвонил некий «полковник ФСБ» и сообщил, что на ее имя пытаются взять кредит в одном из калужских отделений банка, с которым у мамы нет никакого взаимодействия. И даже попросил приехать к офису, чтобы поймать преступника «с поличным». Мама у меня человек азартный, пообещала, но на «свидание» не явилась. «Полковник» перезванивал не единожды, с разных номеров, угрожал статьями Уголовного кодекса. В итоге мама вообще не берет трубку, если звонят с незнакомого номера.
Но не все успевают сориентироваться. И в итоге берут кредит и даже переводят его мошенникам, чтобы поймать негодяя «с поличным». Из каждого телевизора без устали говорят, что этого делать не стоит, но пожилые да и люди среднего возраста снова и снова попадают на крючок. Не так давно в одном из банков разговорилась с менеджером, которая отказалась оформлять пенсионерке кредит, потому что почувствовала, что что-то не то.
– Женщина все время с кем-то созванивалась, нервничала, требовала поскорее завершить операцию. И это меня смутило. Связалась со службой безопасности, позвали управляющего. Разговорили нашу клиентку. Оказалось, что «спецслужбы» ждут от нее полтора миллиона рублей. Мы заблокировали выдачу кредита. И только после разговора с управляющим до клиентки удалось достучаться, что ее разводят мошенники, что никакого звонка на Вотсап от банка ей не поступало. Осознав, она расплакалась, позвонила дочке. А дочка не в курсе, где мама и с какими «спецслужбами» работает, – поделилась воспоминанием Ангелина И.
Эта история закончилась хорошо. Но все чаще люди оформляют кредиты без визита в банк. О подобных случаях жители разных регионов даже на прямой линии с президентом России рассказывали. Тогда Владимир Путин рекомендовал банкам не выдавать большие кредиты быстро, дать несколько дней на раздумье. Центробанк уже разработал рекомендацию по ограничению сумм на выдачу онлайн-кредитов.
В течение нескольких часов при одобрении банка теперь можно будет получить денежный займ только до 200 тысяч рублей.
Ну а простым жителям президент настоятельно рекомендовал положить трубку и не продолжать разговор, если на другом конце провода незнакомый человек.
Новые схемы
По сообщению пресс-служб банков, помимо звонков от «представителей органов», мошенники ловят россиян на предложения получить «законные выплаты от государства». В числе самых частых схем – рассылка уведомлений о выплатах, когда под видом новогодних бонусов предлагается установить приложение на смартфон. Переход по ссылке дает аферистам доступ к телефону жертвы.
Кроме того, перед Новым годом увеличилось число поддельных сайтов и приложений с заманчивыми предложениями от имени разных компаний, через которые жулики крадут данные карт и пароли.
И вот уж самое, казалось бы, невинное действо – рассылка открыток и видео с поздравлениями в мессенджерах. Сотрудники банков предупреждают: не открывайте фото и видео, которые просят перейти на сторонний ресурс. Переход по таким ссылкам активирует шпионское ПО и снова передает ваши данные мошенникам.
Важное решение
Чтобы предотвратить волну новогодних «разводов», накануне праздников правительство России отменило возможность совершать звонки через интернет на мобильные и стационарные телефоны, чем пользовались телефонные мошенники. Согласно постановлению, из перечня лицензий на оказание услуг связи исключается лицензия на передачу интернет-данных с наложением голосовой информации. Как отметили в правительстве, эта технология «давала возможность с помощью интернета выходить на связь с человеком, использующим стационарную телефонную или мобильную сети связи».
«Такими технологиями чаще всего пользовались мошенники, поскольку они позволяли подменять номера. Теперь этот вид телефонного мошенничества будет серьезно ограничен, поскольку исключена возможность присоединения сетей передачи данных к телефонным сетям связи», – говорится в пресс-релизе.
Решение необходимое. Важно отметить, что оно никак не скажется на обычных пользователях телефонной связи. Голосовые сообщения в мессенджерах, звонки через интернет-приложения остались в доступе. Но если мошенники не остановятся, есть предположения, что могут заблокировать и их.
Чтобы этого не случилось, специалисты просят быть бдительными, соблюдать информационную гигиену и, если уж вступили с разговор с незнакомцем, прежде чем принять какое-то решение, посоветоваться с близкими.
Фото автора