Разговор с заместителем Городского Головы Алексеем Комовым о том, кто сегодня влияет на формирование архитектурного облика городов и почему не всегда все получается.
Время главных
– Алексей, недавно Калуга принимала 50-й Совет главных архитекторов. Насколько это событие важно для нашего города и чем оно запомнилось лично вам?
– Совет главных архитекторов – это не просто формальная структура, а площадка для обмена опытом в сфере архитектурно-градостроительной деятельности, участие в формировании соответствующей законодательной, нормативной и правовой базы. Он был создан еще в конце 90-х при участии Российской академии архитектуры и строительных наук и Союза архитекторов России. Заседания совета происходят дважды в год – в регионах и на общероссийском фестивале «Зодчество» в Москве. В них также участвуют представители архитектурной общественности и местных администраций.
К нам приехало больше 100 делегатов – главные архитекторы республик, областей и городов. Я считаю это большим успехом, кроме того, за полгода в Калуге это было второе крупное федеральное мероприятие архитектурного сообщества. Совершенно справедливо было подмечено, что Калуга становится архитектурной Меккой. Лично я результатом доволен.
– Может быть, приоткроете завесу этого важного события для нас, обычных калужан, небезразличных к красоте.
– Работа продолжалась три дня. Первый день – открытие и сессии, которые проходили в ИКЦ и музее космонавтики. Обсуждались вопросы, связанные с изменениями законодательства в области генеральных планов, оптимизации путей принятия нормативных актов, внедрение такого понятия, как мастер-план, проблемы комплексного развития территории и архитектурно-градостроительного облика городов. Те, кто собрался на совете, не просто интеллектуалы-теоретики, они знают, чего не хватает на местах или, наоборот, в избытке и как этот избыток перераспределить. Это такой коллективный мозг, который может рекомендательно, но авторитетно администрациям регионов, федеральным министерствам и Правительству РФ указать на моменты, которые нуждаются в отладке и корректировке или даже в пересмотре.
В заключительный день нескольким главным архитекторам вручили знаки кентавра – высшую профессиональную награду, символизирующую своей дуальной природой чиновника среди архитекторов и архитектора среди чиновников.
– С практической точки зрения, что даст нашему городу такое внимание архитектурного сообщества?
– Во-первых, это популяризация региона, которая не сразу, но обязательно даст свои плоды. У областной столицы имидж не просто инновационный и экономический, а если здесь кипит движение творческой мысли, эта «воронка» затянет средства, которые удастся успешно освоить.
Да, мы не город-миллионник, у которого финансирование на порядок больше, но амбиции у нас вполне столичные. Есть сложившийся имидж: область самодостаточна, экономически крепкая и стабильная, рядом с Москвой – значит, сами справитесь и не особо нуждаетесь. Это не минус и не плюс – это реальность. И в таких условиях все равно необходим результат.
Калужский вариант
– Давайте поговорим о вашем статусе. Насколько мне известно, не в каждом крупном городе есть такая должность – главный архитектор.
– Несколько лет назад проходил Госсовет, где президент дал установку: главные архитекторы должны напрямую подчиняться руководителям субъектов – на областном или муниципальном уровне. Но зачастую на местах эта история сильно проседает. Либо в муниципалитетах такой должности нет вообще, либо ее занимает юрист, который отвечает за прохождение и согласование документов. В этом случае нельзя не то чтобы говорить, например, об идентичности, – просто некому принимать решения и брать ответственность за архитектурную составляющую городского развития.
Деятельность архитектурного совета при губернаторе связана с крупными объектами – строительством ТЮЗа, набережной и т. п., влияющими на экономику региона. Что касается городской части, Калуга – пример того, как это должно быть в городе с населением 360 тысяч человек. И этот калужский вариант кажется мне оптимальным. Более того, многие города ЦФО интересуются нашим опытом и хотят сделать у себя так же. Хотя это не ноу-хау, а грамотная переналадка лучшей практики, заложенной в законодательстве.
– И все же, с чем связано появление в Калуге такой структуры?
– Когда меня пригласили сюда работать, я сказал, что просто быть заместителем заместителя мне неинтересно, тем более ставились серьезные задачи – юбилей города, большие проекты. Для этого нужны полномочия, условия и желательно команда – эти три опции я считаю необходимыми, когда коллеги со мной советуются при приглашении на должность главарха.
Так появилась структура, когда сектор главного архитектора находится внутри управления делами Городского Головы и подчиняется напрямую градоначальнику, главарх – его заместитель, что позволяет ему взаимодействовать со всеми руководителями структур – от управления экономики до городского хозяйства.
– Как вам удается удерживать баланс между творцом и чиновником?
– Залогом успеха я считаю доверие и взаимопонимание между главным архитектором и его руководителем. Важная составляющая калужского опыта – с одной стороны, это слаженная командная работа, с другой – ситуация, когда Городской Голова в свое время был первым вице-губернатором, работал в Минстрое, долгое время возглавлял управление архитектуры, градостроительства и земельных отношений. Поэтому и задачи, которые мне обозначаются, и язык, на котором мы разговариваем, прост и понятен.
– Тот факт, что нет единого регламента, очерчивающего рамки работы в должности главного архитектора, – это хорошо или плохо?
– Есть Градостроительный кодекс, но строгих правил и полномочий, как работает главарх, нет. Это сделать невозможно: у разных городов разные задачи. Хорошо это или плохо – на этот счет разные мнения.
Кто-то говорит, что должность главного архитектора вообще не нужна, она только мешает. С одной стороны, вы внутри машины, которая должна позволять строителям зарабатывать деньги и платить налоги, а с другой – фильтр от гражданского общества, призванный регулировать эту историю. А кто-то, напротив, ратует за повышение роли главарха, вплоть до создания отдельного министерства архитектуры (сегодня полномочия в архитектуре распределены между тремя министерствами – Минстрой (строительство), Минэкономразвития (генплан), Минкульт (объекты культурного наследия), ибо нужны решения, которые должны точно попадать в лузу, чтобы был кумулятивный экономический эффект.
История с главными архитекторами непростая, она продолжается с первых лет перестройки. Главарх в советское время – практически региональный министр. Вспомним калужан Е. Киреева, П. Перминова, которые работой вписали свои имена в историю города. Да, у них были строгие правила игры, от которых нельзя было отступать, – тогда все было зарегулировано. Тем не менее они творили в этих рамках.
– Почему так получалось?
– Любой регламент – коридор возможностей. Когда можно все и никто не знает, что именно, – тогда начинается хаос и самострой. В этой ситуации невозможно выстраивать коммуникации и взаимодействие.
В советское время государство брало на себя всю ответственность. Сегодня есть ограничения, но при этом они недостаточны, чтобы влиять, потому что во главе угла рынок, который должен сам все разрулить, и превалирует право собственности. Отсюда у нас такие чудовищные проблемы, когда объект культурного наследия – это жилой дом с пятью квартирами, и они приватизированы. По закону за его сохранность несут ответственность собственники, а они не могут или не хотят. Или ситуация, когда собственность на землю зачастую блокирует развитие территорий.
Прав был Борис Иванович Белозерский, пионер архитектурного авангарда, когда заявлял, что градостроительство может развиваться только при ограничении прав собственности.
Мягкая революция
– На прошлой неделе Городская Дума приняла правила благоустройства. Они долго разрабатывались, внесено более ста поправок, которые прошли общественные слушания. В чем историзм этого события?
– Правила благоустройства – это законодательный конгломерат, в котором в том числе закреплены и разделы в части архитектурно-художественной концепции – обустройство и содержание фасадов зданий, их праздничное оформление и подсветка, ландшафтно-декоративное оформление улиц, правила и рекомендации внешнего облика нестационарных торговых объектов, порядок размещения информационных конструкций и вывесок. Многие вещи уже внедрены в городское пространство, теперь это не просто регламентировано, но и законодательно закреплено.
Это важнейший результат взаимодействия внутри нашего административного механизма, но при этом это еще и серьезная работа с городским обликом – дизайн-кодом.
Они должны быть пересмотрены, потому что устарели в своей прежней редакции с 2007 года – не соответствуют ни федеральному законодательству, ни реалиям.
– Как новые правила восприняли предприниматели?
– Для тех, кто внутри этого процесса, – предпринимателей, активных горожан – это не стало новостью: больше года это существующая практика. Старые вывески должны меняться. Но зачастую предпринимателям проще заплатить штраф и оставить все как есть. Сейчас эти штрафы увеличены.
Для нас важен вопрос диалога и доверия. Кричащая вывеска – дурной тон, тем более когда твой коллега уже давно привел свое помещение в нормальный вид, – эта история реально начала действовать.
Как заставить торговый центр, расположенный в двухэтажном ОКН с десятком арендаторов, привести свой фасад в порядок, перестать лепить вывески по принципу «дорого – богато» и сделать как положено?
– Вы уповаете на их сознательность?
– Нет, это ежедневная работа, в результате которой сознательность, надеюсь, появится. Не сборы в «Точке кипения» и агитация за все хорошее против всего плохого – это так не работает. Главный архитектор по-прежнему ассоциируется с человеком в пиджаке, который чуть ли не из космоса смотрит на город и делает пасы руками, он недосягаем. Наша задача – быть в гуще проблем и конкретных событий, что не отменяет планирования, больших проектов и малых объектов, скверов, набережных, памятных досок.
Не просто сидеть в кабинете, а коммуницировать с людьми, со всеми: и кто просит сделать сквер, и кто зарабатывает деньги – все они влияют на городское развитие и формируют городской уклад. И этим тоже должен заниматься архитектор, для которого нет разницы между важностью здания Театра юного зрителя и киоска по продаже мороженого – это городская среда, которая влияет на сознание. Это город в разных масштабах благоустройства, с ними нужно работать.
– То есть с принятием новых правил благоустройства революции не будет?
– Она идет полным ходом, просто правила благоустройства ее закрепили.
– Вы именно это имели в виду, когда говорили что «город надо постоянно взращивать»?
– Важно, чтобы жители поверили в свой город, чтобы они его полюбили, почувствовали за него ответственность. Для роста города важно наличие профессиональных горожан. Зачастую избыток информации из интернета заменяет знания, умения, опыт. Каждый считает себя знатоком в чем угодно и имеет, как ему кажется, право указывать профессионалу. Я считаю, что нет такого права. Для начала надо хотя бы Градостроительный кодекс прочитать, иметь представление о муниципальном праве. Но это же неинтересно. Хотя помимо прав всегда есть обязанности, а про них принято забывать.
– В одном из своих интервью, сетуя на то, что ни один вуз не готовит главных архитекторов регионов, вы сказали, что, если бы составляли программу подготовки, обязательно ввели бы изучение психологии и даже психотерапии. На вашей работе нужен такой специалист?
– Главарх сам должен быть психотерапевтом. Голландский архитектор Рем Колхас, автор афоризма «Архитектура – это опасная смесь всемогущества и бессилия», как-то сказал, что «профессия архитектора на 75 процентов – профессия психоаналитика».
– А что с остальными 25 процентами?
– На остальные, как у кентавра с его дуальной природой, остается каждодневная творческая работа.
Ольга Коновалова. Фото Антона Забродского и из личного архива Алексея Комова