Невероятные птицы, цветы и драконы когда-то украшали незамысловатую одежду, домашний интерьер и фасады домов
Но время над ними не властно, и то, что десятилетиями бережно собирали и сохраняли, возможно, скоро останется лишь в виде альбомных иллюстраций.
По народным образцам
Маргарита Гумилевская родилась 3 октября (по старому стилю) 1895 года в Варшаве. Её отец в поисках работы часто переезжал из одного города в другой. Мать происходила из тарусского купеческого рода Нечаевых. Смерть отца застала семью в Угличе. На руках у матери осталось пятеро детей. Старшей, Маргарите, было всего семь лет. Через два года Маргарита отправилась в Москву в Николаевский женский сиротский институт учиться на гувернантку. Там она изучала иностранные языки, училась играть на музыкальных инструментах, рукодельничала, играла в теннис и футбол (даже была вратарём футбольной команды). Окончив институт в 1916 году с золотой медалью, которую из-за отсутствия средств так и не смогла выкупить, она поступила на курсы преподавателей иностранных языков. В 1918-м курсы закрылись, и Гумилевская переехала в Тарусу, родной город её матери, где работала учителем в младших классах.
В 1923 году в Тарусе открылась артель вышивальщиц, которую организовали художницы Якунчикова и Давыдова. Маргарита начала осваивать вышивку в технике калужской перевити. Она организовывала этнографические экспедиции по Калужскому уезду в поисках интересных народных рисунков, образцов вышивки (полотенца, подзоры, скатерти, занавески, блузки) и еще живых мастеров, способных поделиться секретами мастерства. Постепенно из народных образцов создавалась коллекция, на основе которой разрабатывали новые орнаменты – творчески переработанные народные мотивы.
Гумилевская оказалась не только талантливой вышивальщицей, но и хорошим организатором – она возглавляла Тарусскую фабрику художественной вышивки, выросшую из небольшой артели, вплоть до 1972 года.
Маргарита Николаевна прожила долгую творческую жизнь, сохраняя живой склад ума, внимательное и бережное отношение к принципам народной орнаментики, провозглашающим идеи гармонии мироздания с пожеланиями добра и процветания. Она была гармоничным человеком, спокойно принимала удары судьбы, которых в ее жизни было достаточно. В тяжелое время Гражданской войны она потеряла близких людей, в 30-е годы за дворянское происхождение пережила необоснованный арест. Непростыми были и военные и послевоенные годы. Возрождавшаяся артель шила белье для фронта и была одним из немногих мест в небольшом городе, где можно было заработать на жизнь. Во время оккупации практически весь фонд ее коллекции был утрачен, и Гумилевской пришлось собирать ее буквально по крупицам.
Настоящий знаток и собиратель народных традиций, она творчески его использовала.
В 1958 году Маргарита Гумилевская получила золотую медаль в Брюсселе, затем участвовала в выставках в Монреале и Праге. Ее произведения находятся в собраниях Государственного Русского музея, Музея народного искусства НИИХП, Музея этнографии в Санкт-Петербурге. Сегодня калужская перевить – один из брендов Калужского региона.
В противовес серости
Любое большое искусство не возникает на пустом месте. Творческий процесс – это результат взаимодействия традиций и новаторства.
Большой художник появляется тогда, когда, набравшись сил в традиции, он вдыхает в них новую жизнь.
Калуге в этом смысле повезло на замечательных, талантливых, больших архитекторов, которые в существующих рамках не переставали искать гармонию, пропорции, средства выразительности зданий в условиях, когда вместо основного принципа архитектуры «польза, прочность, красота», во главу угла ставили только пользу и прочность.
Конец 60–70-х годов ХХ века – время активного типового жилищного строительства. Панельные дома собирали быстро, как конструктор из элементов, сделанных на заводах железобетонных изделий. В районных и областных городах СССР вырастали целые микрорайоны непривлекательных, однотипных, серых домов. Как известно, быстро и дешево хорошо не бывает. С целью уменьшить пористость бетонных плит придумали сначала подмешивать цветные стеклянные включения в цемент или на дно опалубки, а затем фасады стали повсеместно украшать миниатюрной плиткой из спрессованного стекла – не столько для красоты, сколько для практичности.
Калужские архитекторы Павел Перминов и Евгений Киреев искали пути, как сделать непривлекательные фасады жилых микрорайонов запоминающимися, и обратили внимание на альбом калужских вышивок, составленный Маргаритой Гумилевской. Внимание Павла Перминова привлекли богатые фактурные возможности перевити, орнамент которой строго геометризирован, – он создается по выдернутым ниткам, продольным и поперечным. Это стало толчком к появлению рисунков по тарусским мотивам на калужских панельных хрущевках.
«Было непросто внедрить этот почин – рабочие делать этого не умели, отказывались. Выработали определенную технологию – керамическую плитку в форме орнамента клали «лицом вниз», а потом укладывали в металлическую форму панелей и заливали бетоном. Особенно отличился в этом умении Турынинский ЖБИ, где директор Тархов и начальник технологического отдела Любовь Антонец перестроили работу цехов. Рисунки для панелей рисовали и в «Калугагражданпроекте», который, к примеру, оформил таким образом девятиэтажные здания на улице Степана Разина. Потом уже Перминов ввел фигурную кирпичную кладку фасадов зданий с орнаментами, такие дома стали разрастаться по всему городу. Хотя отдельные критики считали, что нельзя рисунок переносить на архитектуру, забывая, что еще в древности эти узоры – земля, солнце, плодородие – были на деревянных домах в виде резьбы, являясь обереговыми», – вспоминал Александр Днепровский.
Первые дома «с вышивкой» на фасаде появились в районе современной Московской площади – сначала попроще, а затем стали усложняться – появились сюжетные мотивы.
Сегодня на фасаде многоэтажек на улице Степана Разина можно увидеть восьмилепестковые розетки – специфический «солярный» знак, символизирующий одновременно солнце и огонь. На «вышитом» доме на улице Ленина, 37 – фрагмент крестьянской свадьбы: два всадника с приданым и танцующая женщина с цветами в руках. А изящные хвостатые птицы-павы, символ тепла, света и богатства, на соседнем доме уже утрачены. Зато «куколки», символизирующие богиню жизни и раскидистые деревца с геометризированными контурами, – «сад жизни», источник жизненной силы и символплодородия, – смотрят с фасада дома 17 на улице Карла Либкнехта.
С каждым годом таких зданий все меньше: к фасадам делают пристройки, «зашивают» для тепла и заштукатуривают во время капитального ремонта. Увы, они не выдерживают испытание временем.
Ольга КОНОВАЛОВА
Фото Антона Забродского, из открытых источников
и с сайта Госкаталога музейного фонда





