Выставка театральных костюмов «Прелюдия образа» открылась в Инновационном культурном центре.
Свои работы представили выпускники Мастерской сценического костюма ГИТИСа: Софья Зосина, Екатерина Новак, Дарья Орлова, Валерия Перова, Лика Сочкина, Полина Ханевская. Над созданием экспозиции работала мастер курса «Сценический костюм» Виктория Хархалуп, а помогали ей будущие художники по костюмам, студенты второго курса.
– Для нас выставка «Прелюдия образа» имеет колоссальное значение, – говорит руководитель выставочного экспозиционного центра Анна Сенатова, – с нее начинается наше сотрудничество с ГИТИСом, с его талантливыми студентами и педагогами. Буквально за полчаса до открытия мы придумали новый проект – «Экспериментальная лаборатория». ИКЦ готов стать полигоном для студентов-сценографов, художников по костюмам, возможно, режиссеров и актеров.
Танец Красного ворона
Открыл выставку впечатляющий перформанс Инновационного театра балета. Двое артистов в костюмах и масках стояли неподвижно в разных концах зала. Зазвучала музыка, и они ожили, в танце начали двигаться навстречу друг другу. Зрители, которые приняли их за манекены, вздрогнули. У кого-то возникла мрачная ассоциация с чумой и смертью. Люди невольно сторонились, чтобы не оказаться на пути прекрасных и жутких персонажей. Но все оказалось не так страшно. Герои перформанса – Красный ворон, проводник в мир неизведанного, и Фортуна, богиня судьбы.
Тема, над которой работали дипломники ГИТИСа, – музыкальный театр. Молодым художникам нужно было не только придумать и нарисовать образ, но и воплотить его в материалах, сделать костюм и выразительным, и удобным для артиста. Одни авторы сотрудничали с технологами и закройщиками, другие предпочли все сделать своими руками.
Эскизы, макеты и коллажи не менее интересны, чем сами костюмы. Сочетание фактур просто невероятное: от природных материалов до упаковочной воздушно-пузырчатой пленки.
На оперы, созданные в XVII–ХХ веках, у молодых авторов свой взгляд, свежий и не лишенный чувства юмора. Они смело переносят действие в наши дни, находят актуальные смыслы, мотивы, конфликты. Им легко «подружить» барокко и современную эстетику, но за этой легкостью – глубокие знания и большой труд.
Только по любви
ГИТИС начал готовить художников по сценическому костюму не так давно – в 2012 году. Набирают студентов раз в два года. Конкурс зависит от того, сколько вузов объявляют набор на эту специальность, обычно 3–4 человека на место. Среднее художественное образование для поступающих обязательно. Поскольку столица не нуждается в таком ежегодном кадровом пополнении, в Мастерской сценического костюма особенно рады студентам из регионов.
Доцент кафедры сценографии ГИТИСа Екатерина Устинова рассказала о том, так складывается творческая судьба выпускников.
– Екатерина Альбертовна, костюмы, которые мы видим на выставке, участвовали в спектаклях?
– Все наши дипломные проекты мы заканчиваем показом костюмов на сцене. Они должны быть выполнены именно из тех тканей, которые задумал художник. Представление костюмов – это действо, направленное на то, чтобы продемонстрировать их возможности на актерах. Оно предполагает и подбор музыки, и режиссуру. Мы подготовили с этими костюмами замечательный перформанс, но показали его всего один раз, к сожалению. Из-за сложной эпидемиологической обстановки защиту дипломных работ прошлось провести в узком кругу.
– Чем сейчас занимаются участницы выставки?
– Соня Зосина, автор костюмов к опере Эдварда Грига «Пер Гюнт», работает в Истринском театре. Екатерина Новак сотрудничает с известным кинорежиссером Алексеем Учителем. Лика Сочкина, создавшая прекрасные, очень сложные костюмы к опере Генри Пёрселла «Дидона и Эней», участвовала в Национальном открытом чемпионате творческих компетенций ArtMasters и вышла в финал.
Дарья Орлова, автор костюмов к «Волшебной флейте» Моцарта, занимается графикой и иллюстрацией. Кроме того, Дарья нашла себя в неожиданной области: она создает образы персонажей компьютерных игр. Оказалось, что художники по костюмам в этой сфере очень востребованы. Обширные знания по истории костюма, по технологии и опыт практической работы позволяют им фантазировать гораздо смелее.
– От чего зависит становление молодого художника в профессии?
– На него влияют многие факторы, в том числе характер человека и случай. Сценограф и режиссер должны быть соратниками по творческому видению. В процессе обучения мы стараемся знакомить их друг с другом, но не всегда складываются команды. Это сложно, это всегда «по любви». Войти в сложившийся коллектив академического театра очень трудно. А там, где есть пространство для творческого эксперимента, – в студиях, в инновационных проектах – у молодых художников есть шанс себя проявить. Наши выпускники не боятся экспериментов, и это радует. Я им всем желаю успеха, так же как и тем, кто только придет к нам поступать.
Выставка продлится до 17 апреля.
Екатерина Шевелева. Фото автора и Антона Забродского