Путешествие по лабиринту

Как сегодня живут книжные царства

Мне всегда, с самого детства, нравилось ходить в библиотеку. Там, по моему разумению, пахнет временем.
Компьютеры тогда в таком доступене были, поэтому за любой информацией шла в книгохранилище. С тех пор прошло много лет. Что изменилось в работе библиотек и как они существуют сегодня в информационном пространстве, я узнала, придя в Центральную городскую детскую библиотеку имени Гайдара.

КАРТА МЕСТНОСТИ

«Мы находимся на улице Баррикад, 8. Приходите». Понять, куда мне надо идти, смогла только благодаря карте. Да и то думала: а где там может быть библиотека? По моим представлениям, там только дома жилые да магазины. Оказалось, что библиотека расположилась на первом этаже многоэтажки. Меня встречает заместитель директора по работе с детьми МБУ «ЦБС г. Калуги», заведующая библиотекой им. А. П. Гайдара Екатерина Зуева.

– Центральная городская библиотека имени Гайдара является старейшей детской библиотекой города, – вводит меня в курс истории этого книжного царства Екатерина Валентиновна. – Она начала своё существование сразу после освобождения Калуги от фашистов, уже в 1942 году. Чтобы записаться, нужно было принести какую-то книжку для создания библиотечного фонда. С 1945 года библиотека уже стала официальной, началось централизованное комплектование. У нас даже есть инвентарная книга за 1945 год.
Библиотека меняла свое расположение несколько раз. Предположительно, поначалу она находилась рядом с Никитским храмом, где в те далекие годы располагался кинотеатр «Пионер». В 1956-м переехала на Театральную площадь, а с 2005 года располагается здесь, в жилом доме на улице Баррикад. Имя Аркадия Петровича Гайдара она носит с 1958 года.

– Когда мы находились в центре города, это было очень удобно. Все, кто шел через центр, волей-неволей заходили в библиотеку. В то время мы обслуживали только те школы и тот микрорайон, которые располагались рядом с библиотекой, сейчас обслуживаем всех жителей города. Мы теперь находимся, конечно, не на окраине, но уже практически в спальном районе. Сюда надо идти специально, нас не видно с дороги. Поэтому объясняем, как нас найти, при помощи ориентиров, – говорит Екатерина Зуева.

ЖУРНАЛЬНИЦЫ И ЗАКЛАДКИ

Мы отправляемся на экскурсию по библиотеке. Ощущаю себя как в лабиринте. Мой проводник по книжному царству Екатерина Валентиновна здесь ориентируется с закрытыми глазами, а вот я, наверное, заблудилась бы.

Библиотека детская, поэтому кругом игрушки, сказочные герои, хотя в большей степени это относится к абонементу и читальному залу для младших детей – дошколят и учеников начальной школы. В залах для учеников среднего звена все несколько строже, а стены украшают цитаты, например «Чтение – это сон с открытыми глазами» или незабвенные строки о том, что «зорко одно лишь сердце» из произведения Антуана Экзюпери. Екатерина Валентиновна показала мне журнальницы – стойки с ящиками для хранения периодических изданий. Это очень удобно – журналы не пылятся, открываются ящики легко, на каждом указано, что в нём лежит. Еще мне показали специальную библиотечную деревянную закладку. Ей пользуются, чтобы не забыть, с какой полки была взята книга, ставят между томами, чтобы краешек был виден. Екатерина рассказывает, что сама она, когда приходила за книгами в детстве, не сразу поняла предназначение закладки – думала, что на неё удобно складывать книги.

Пока осматриваем книгохранилище, замечаю на верхней полке подшивку «Пионерской правды». Всесоюзную пионерскую газету здесь аккуратно хранят.

Есть в библиотеке и конференц-зал, где можно проводить различные мероприятия, и диорама, посвященная Великой Отечественной войне, которую сотрудники сделали своими руками из старого аквариума. Есть и уголок, посвященный СВО.

Меня ждал приятный сюрприз – на стенде размещены публикации о бойцах, выходившие в нашей газете.
Особое место в пространстве библиотеки занимают поделки читателей, ведь здесь проходит множество творческих конкурсов, обычно они приурочены к городской Неделе детской и юношеской книги. Работы лауреатов остаются в библиотеке и радуют глаз. Чего здесь только нет! Остров Робинзона Крузо, Апрель с Падчерицей из сказки «Двенадцать месяцев», Царевна Лебедь, Конек-горбунок, Маленький принц, персонажи сказки «Волшебник Изумрудного города» и многие другие.

СИСТЕМА «ИРБИС»

Мы проходим в зал электронных ресурсов. Раньше здесь работал компьютерный кружок, а теперь дети могут найти информацию для подготовки докладов и рефератов. Кроме того, именно в этом отделе библиографы работают с системой «ИРБИС».

– Это электронная система каталогов и картотек, – рассказывает главный библиограф Светлана Чернова. – Мы входим в Централизованную библиотечную систему. Вы хотите, например, узнать, есть ли у нас в городе какая-нибудь книга, открываете электронный каталог на нашем сайте. Работать с ним очень просто: в поисковую строку надо вбить название книги, имя автора или просто ключевые слова. Каталог покажет наличие книги, а также количество – в какой библиотеке сколько экземпляров.

Чтобы поиск действовал, библиографы постоянно работают с каталогом. Новую литературу надо записать, старую изъять. Это ежедневная рутинная работа, но очень необходимая.

В системе есть не только каталог книг, но и картотека журнальных статей. Библиограф, получая новый журнал, расписывает его, вносит сведения в систему.

В картотеке статей удобнее искать по ключевым словам, потому что не всегда ты знаешь автора.
Светлана Анатольевна демонстрирует работу системы наглядно – вбивает в поисковую строку слова «города России». И тут же в нашем распоряжении оказывается целая куча статей, посвященных городам нашей родины. Светлана предложила и мне попробовать свои силы в работе с электронным каталогом, дала карточку с данными о книге Валентина Катаева «Сказки». Необходимо было последовательно вносить в каталог информацию об авторе, заглавии, годе издания, издающей организации и так далее, указывать наличие иллюстраций и переплета. Казалось бы, все просто, но есть некоторые нюансы, которые важно не упустить. Например, в системе обязательно указывается стоимость книги. У нас книга старая, советская, цена указана по нынешним временам не представимая – 10 копеек, потому что я работала с ретровводом. В этих копейках и кроется загвоздка: система их не понимает. Если написать просто «10», она покажет не копейки, а рубли. Получится ошибка. Поэтому при заполнении графы надо пользоваться дробными числами – 0,10. Тогда все будет оформлено как надо. Ещё один важный элемент – количество экземпляров, оно указывается на оборотной стороне карточки с учетом списанных. Надо быть внимательным и не написать лишнего.

ЗАГАДОЧНЫЕ БУКВЫ

Пока мы занимались карточкой, в библиотеку пришли дети. Пришлось оторваться от компьютера и идти принимать и выдавать книги. Мне разрешили поучаствовать в процессе – вписать в формуляр несколько книг. Руководила моими действиями библиотекарь Ирина Керченко, учила меня правильно заполнять формуляр. В строчку последовательно вписываются номер книги, отдел, автор и название. Для названия места, как правило, остается немного, поэтому получаются загадочные наименования вроде «Что там, за», «Вперед, где». За каждую книгу читатель обязательно должен расписаться. На старшем абонементе книги дают на месяц, на младшем – на две недели.

– Если номер короткий – книжка очень старая, если б/н – это, как правило, книги, которые переданы, например, взамен утерянной. Это сокращение означает «безномерная», то есть, не та, которую покупала библиотечная система. Еще есть обозначение б/н – д, что означает «безномерная и дарственная», то есть подаренная, – рассказывает мне о формулярных премудростях Ирина Николаевна.
Я узнаю, что заполняются формуляры специальным библиотечным почерком. Начинаю гадать, не сильно ли я своим почерком испорчу картину. Надеюсь, что не сильно, но писать стараюсь как можно более разборчиво и аккуратно.

ПРОДВИЖЕНИЕ КНИГИ И ЧТЕНИЯ

– В былые времена к нам шли потоком, – говорит Екатерина Зуева. – А сейчас кто идет массово? Те учителя, которые территориально ближе находятся. 14-я школа, 15-я школа, 36-й лицей, 21-я школа, 2-я школа, 19-я гимназия, 24-я гимназия. Детские сады приходят – «Алые паруса», «Родничок». В настоящее время мы много работаем на выезде, посещаем школы. Вчера, например, мы ездили в 33-ю школу, это микрорайон Европейский.

Сотрудники библиотеки стараются организовать в школах такие мероприятия, которые не проводятся каждый день: устраивают литературные гостиные, салонные вечера с изучением исторических танцев, проводят игры по творчеству писателей, используют интерактивные формы работы. В тот день, когда я попала в Гайдаровскую библиотеку, главный библиотекарь Юлия Зуева проводила игру для учащихся 4-го класса по «Путешествию Алисы» Кира Булычева.

– Мы стараемся, чтобы работа наша не была безрезультатной. Если сотрудничаем с какими-то классами, то даем им задание подготовиться – предлагаем прочитать ту или иную книгу. Они читают и говорят нам, что готовы к игре, – рассказывает Екатерина Зуева. – Эта работа прежде всего направлена на продвижение книги и чтения. Современные дети меньше читают, у них преобладает деловое чтение – то, что задали. Хотя для себя они читают тоже, но меньше. Почему мы массовой работой занимаемся? Чтобы была отдача. Чтобы учитель направил, сказал: к следующему занятию мы готовим это. И они пришли, взяли, подготовились. Иначе они будут еще меньше читать.

Библиотекари иногда приходят и на родительские собрания, например в 8–9-е классы. Родители спрашивают: «Что надо сделать, чтобы ребенок стал читать?» А ответ один – уже ничего сделать нельзя, время ушло.

ВЫХОДИМ В СЕТЬ

Гайдаровская библиотека активно ведет страницу «ВКонтакте» – у них почти 3500 подписчиков. Сотрудники участвуют в сетевых акциях, некоторые запускают сами, например, акцию «Читаем Гайдара сегодня». Как говорится, noblesse oblige, то есть имя Аркадия Петровича в названии само подсказывает тему.

– Огромное количество людей откликнулось, из разных городов, даже не только российских. Мы её будем проводить до тех пор, пока людям это будет интересно. Например, нам прислали рассказ о том, как в одном селе возродили тимуровское движение. Дети колют дрова, таскают воду. После этого уже не можем ее не проводить, – делится Екатерина Валентиновна.

Участвует библиотека во Всероссийской акции «Библионочь», правда, в детском варианте она называется «Библиосумерки». В Год семьи для читателей подготовили программу «Дом вверх дном» – надо было восстановить дом, дети искали его крышу. Все помещения библиотеки стали площадками, был показан спектакль, проходили мастер-классы, квесты.

Активную совместную работу ведут библиотекари с детско-подростковыми клубами «Полет», «Радуга» и «Фестивальный», «Мосигрой», клубом «Эребор». Привлекают и волонтеров – студентов педучилища и Калужского государственного университета.

Недавно сотрудники библиотеки присоединились к акции «Бегущая книга». Она проводится накануне Дня библиотекаря и 1 сентября. Готовится маршрут, библиотекари по нему следуют и задают прохожим различные вопросы о книгах и писателях. Те, кто отвечает на вопросы правильно, получают призы.

НЕ ЗА ЗАРПЛАТУ

Да, именно так сказала в завершение нашего разговора Екатерина Зуева. Люди, работающие здесь, однозначно энтузиасты своего дела. Кто-то, как Екатерина Валентиновна, посвятил этой работе 40 лет, Юлия Зуева пришла сюда с должности старшего инспектора таможни, а до этого работала учителем русского языка и литературы, Ирина Керченко, учившая меня заполнять формуляр, тоже сюда попала не сразу. И все они, такие разные, делают общее дело, хотят, чтобы библиотека была интересна читателям. Иногда думаю: не будь энтузиастов, всё, наверное, развалилось бы. Но пока они есть, библиотечная работа будет жить.

Дарья ЛЕОНТЬЕВА

Фото автора и со страницы библиотеки «ВКонтакте»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *